Местная мусульманская религиозная организация д. Кирдасово Абзелиловского района

Адрес и контактные данные: 453615, РБ, Абзелиловский р-н, д. Кирдасово,ул. Комсомольская, 20А

Принадлежность к ЦРО: Духовное управление мусульман Республики Башкортостан

Краткая история: 

Здание мечети, построенное в 1900-е гг., в годы советской власти было преобразовано в сельский клуб. В начале 2000-х гг. возникли условия для возрождения мусульманских традиций и строительства мечетей. И в с. Кирдасово в 2005 г. был заложен фундамент новой мечети «Гафура», а 27 октября 2005 г. состоялось ее торжественное открытие. Первым имамом-хатыбом мечети стал Лукманов Сарвар Лукманович. В настоящее время имамом-хатыбом является Халилов Ислам Галиевич.

История духовенства и ислама села имеет глубокие корни, уходящие в Средневековье: коренные жители д. Кирдасово являются потомками Юнуса бин Иванай (по другим сведениям – Габдулла) (1636 – конец XVII в.), известного по трудам Ш. Марджани и Р. Фахретдинова как «Юнус-ахун», «Юнус-афанди». Переехал он сюда из Заказанья, странствуя – занимаясь миссионерской деятельностью и заботясь о распространении ислама. Как отмечает Ш. Марджани, это был первый человек, который после падения Казанского ханства совершил путешествие в Мавераннахр, где и получил образование. По преданиям, умер во время своего второго хаджа. Юнус-ахун был очень образованный человек: он основал медресе, где написал свой основной труд – тюркоязычный комментарий к учебнику грамматики арабского языка «Бидан»; дал подробные и ясные комментарии на фарси к работе «Фараизе сираджиа» – «Шарх-и Фараиз сираджия», который посвящен мусульманскому наследственному праву. Он также написал учебное пособие по математике, основанное на дедуктивном методе – алгебраических принципах. Его научное наследие занимает видное место среди персоязычных рукописей Российской империи и потому является предметом особого внимания ученых-исламоведов не только России, но и других стран, в том числе США, Голландии и др.

Согласно Ш. Марджани, одного из сыновей Юнуса-ахуна звали «мелла Мәҡсуд». Максют-мулла, сын Юнуса-ахуна, в русских документах XVIII в. проходит как башкир Тангаурской волости и известен как торговый человек, дипломатический курьер Коллегии иностранных дел и посланника Петра I в Бухарское ханство Ф. Беневени в 1718 – 1725 гг. «Посол Российской империи по прозвищу Амремзей» – Максют-мулла – сыграл важную роль в российско-каракалпакских, российско-казахстанских переговорах по обмену пленными, о протекции. Он был инициатором первого обращения казахского хана Абулхаира к «Белому падишаху» с просьбой о помощи против джунгар и о принятии казахов под покровительство России.

В конце XVIII в. потомки Максюта-муллы основали д. Кирдас Тангаурской волости Верхнеуральского уезда (ныне с. Кирдасово Абзелиловского района РБ).

Согласно документам, в с. Кирдасово соборная мечеть построена в 1861 году. Приходу была причислена д. Ахметово («в 5 верстах») (ЦГИА РБ. ОМДС. Ф. И – 295. Оп. 2. Д. 8. Ведомости о числе духовных лиц различных губерний (1900-е гг.)). В другом документе сказано, что на январь 1863 г. в соборной мечети д. Кирдасово «духовных лиц нет» (Там же. Ф. И – 295. Оп. 3. Д.5616 (дела на январь 1863 г.). Ведомость о числе мечетей, духовных лиц и прихожан, состоящих в ведомостве Верхнеуральского кантона за 1863 г.).

Следующий документ существенно дополняет эти сведения: «В д. Кирдасовой соборная мечеть – 1. Хатып – Асылгужа Ягафаров (утвержден в духовном звании 17 декабря 1863 г.); имам – Шагимурат На[де]ргулов (утв. 17.12.1863 г.); азанчей – Юлмухамет Ягудин (утв. 17.12.1863 г.)» (Там же. Ф. И – 295. Оп. 8. Д. 357. Ведомость о магометанских приходах, состоящих в Тамьян-Тангаурской волости Верхнеуральского уезда от 15 апреля 1871 года).

Первый хатыб, указной мулла Асылгужа Ягафаров (1831 – 1880) окончил медресе в Каргалах, занимался переписыванием книг и преподаванием в казахских степях. Он находился на своей должности и вел записи в метрических книгах более 16 лет – до своей кончины 17 марта 1880 г. Его старший сын Гатаулла-мулла (1857 – 1934) окончил медресе в г. Троицке, был соратником Зайнуллы-ишана. Он в конце XIX в. дважды избирался мировым судьей и выполнял эту обязанность около 10 лет.

Другие известные представители духовенства: Тагир Тулебаев – муэдзин (утв. указом от 10.12.1873 г.); Галимьян Хуснутдинов – имам (утв. указом от 17.08.1895 г.); Сулейман Хуснутдинов – имам (утв. указом от 31.07.1903 г.) (Там же. И – 295. Оп. 2. Д. 8. Ведомости о числе приходов и духовных лиц различных губерний (1900-е гг.)).

В д. Кирдас проживали: Бикьян Хуснутдинов (1847 – 1906) – хаджи; Шаяхмет Габдулмукминов (1853) – хаджи; Заки Сулейманов – указной мулла, участник Гражданской войны – муртазинец; Усман Ниязгулов – указной мулла, просветитель; Рим Ниязгулов (1940 – 2006) – в 1997 – 2005 гг. председатель республиканской общественной организации «Союз мусульман Башкортостана», хаджи.

А.М. Гайсин 

Литература

  1. Гайсин А.М. Максют Юнусов и его потомки: генеалогические схемы тангауров деревни Кирдас. Уфа: Гилем, 2012. – 144 с.
  2. Гайсин А.М. Посол белого падишаха: юго-восточная политика Петра I и его преемников. Уфа: Гилем, Башкирская энциклопедия, 2014. – 320 с.

ФИО: Халилов Ислам Галиевич

Религиозный сан: Имам-хатыб