Старообрядцы
Старообрядчество появилось в Башкортостане в конце XVII века с потоком переселенцев на Южный Урал.
В 1990 году в Республике Башкортостан имели официальный статус пять старообрядческих общин (одна поповская, четыре беспоповских), из них: спасовское согласие (гг. Ишимбай, Салават, Стерлитамак), беспоповцы, рябиновцы или мелхиседеки (г. Стерлитамак), поповцы, относящиеся к Новозыбковской митрополии (с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на).
Старообрядцы представлены в Башкирии всеми согласиями, которые были зафиксированы документами конца XIX — начала XX века. Сохраняется осознание старообрядческой идентичности во многих русских селах. Строятся храмы и молитвенные дома, в том числе на средства городского бюджета (например, молитвенный дом спасовцев в Стерлитамаке). В религиозно-общественной жизни Уфы заметна белокриницкая община, возглавляемая профессором-историком Борисом Николаевичем Лаптевым.
В 1971 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, который отменил решения Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, «узаконивших» раскол. Анафемы на старообрядцев были признаны недействительными, а сами старые обряды признаны равными с принятыми в Русской Православной Церкви.
В середине 60-х гг. 17 в. старообрядцы (староверы) появились в Башкирском Зауралье. Во 2-й четверти 18 в. центр Старообрядчества перемещается в Табынскую крепость (до 1740), после серии репрессий - в Челябинский уезд Оренбургской губернии. К середине 18 в. там насчитывалось около 2 тыс. старообрядцев, в основном беспоповцев. Появление в 1826 единоверия не раскололо Старообрядчество, к середине 19 в. лишь 7% староверцев перешло в единоверие. Численности старообрядцев в губернии к середине 19 в. составила около 17 тыс. человек. Беспоповцы преобладали в Уфимском, Челябинском и Бузулукском, поповцы - в Белебеевском и Троицком уездах Оренбургской губернии. В 40 - середине 70-х в республике существовало 5 общин (1 беглопоповцев и 4 беспоповцев). Беспоповцы были в Уфе, Стерлитамаке, Мелеузе, Бирске. В кон. 70-х они сконцентрировались в Уфе, Ишимбае, Салавате, последние две гр. в 1989-93 зарегистрированы. Община беглопоповцев включала Старообрядцев пос. Раевского, Альшеевского, с.Усень-Ивановки Белебеевского, д.Покровки Иглинского р-нов. Ныне действует белокриницкая иерархия в Раевском (ок. 30 чел.), священник к ним приезжает 1-2 раза в год из Самары или Бугуруслана. На середину 1994 общая численности старообрядцев в Башкортостане составила 250-300 человек.
Старообрядцы в Башкирском Зауралье
Старообрядчество стало утверждаться на территории Зилаирского плато в конце XIX – XX вв. Массовое переселение старообрядцев в Башкирское Зауралье из Казанской, Самарской, Саратовской и Оренбургской губерний явилось своеобразным демографическим взрывом и было связано социально-политическими событиями в стране. Конфессиональный фактор сыграл определенную роль во взаимоотношениях с местным населением. Соседство с башкирами обусловило известную самоизоляцию старообрядцев данного региона. Среди местного населения они получили общее название «кержаки». Становление и развитие староверия на юго-востоке Башкортостана связано с появлением таких населенных пунктов, как Бекешево, Богачевка, Гусевка, Ершовка, Канчурово, Курган, Калинино (Ново-Сибаево, Староверово), Самарское, Ступино (Архангельский), Родники, Япарсаз (Рыжов), Хворостянка (Камушки), Яковлевка (Ново-Яковлевский), а также рудники Баймакского района Байкаринский, Ишбердинский, Тубинский, Юлалинский, городов Баймака и Сибая и других райцентров Башкирского Зауралья. Первым своеобразным форпостом старообрядчества стало село Самарское (Хайбуллинский район РБ), основатели которого были из Самарской губернии. Необходимо отметить, что жители этого населенного пункта явились основателями хутора Ступино (Хайбуллинский район РБ, основатель хутора – Харлам Ступин), а затем и хуторов Рыжов (Зилаирский район РБ) и Хворостянский. В 1901 г. численность населения хутора Самарское составляла 1120 человек (140 двора), в 1917 г. – 1164 (270 двора), в 1920 г. – 1565 (252 двора), в 1925 г. – 213 двора. Известно, что в селе Самарском, на одной стороне населенного пункта жили старообрядцы и православные, а на другой – последователи христианской секты молокан.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что в юго-восточном Башкортостане сохраняется богатая культура последователей старой веры. Руководство общинами перешло в руки пожилых женщин, и нужно констатировать, что староверы бережно относятся к исторической памяти своих предков.