Нурджилар

С 1990-х гг. с активизацией турецкого влияния на постсоветском пространстве в Республике Башкортостан организовались группы религиозного объединения «Нурджулар».

Организация «Нурджулар» была создана в Турции вскоре после Первой мировой войны известным турецким богословом, курдом по национальности, суннитом, комментатором Корана, противником ваххабизма Саидом Нурси (1876–1960).

Учение Саида Нурси выражено в трудах под общим названием «Рисале-и-Нур», включающие в себя 14 томов. Большинство этих работ были написаны в тюрьме, где он обратил своих первых последователей, и где его мысль развивалась от исламизации духа и усиления веры до исламизации государства. После смерти Саида Нурси его последователи разделились по политическим, религиозным и этническим вопросам.

Со временем из «Нурджулар» выделилось порядка шести структурно обособленных направлений, возглавляемых последователями Саида Нурси – Мустафой Сунгуром, Мехметом Курдоглу, Фетхуллой Гюленом и др. Среди этих субгрупп и лидеров, претендующих на наследие Нурси особняком стоит Фетхулла Гюлен. На основе учения «Рисале-и-Нур» Гюлен создал совершенно новое движение, с организационной и методологической точки зрения отличающееся от остальных последователей Саида Нурси. Движение Гюлена в Турции называют «Фетхуллачилар», сами себя адепты движения называют «Хизмет».

Институционально движение опирается на развитие в трех сферах:

1. Школы; 2. Образование; 3. СМИ.

Используя концепт «Алтын Насыл» (Золотое поколение), адепты «Хизмета» работают на формирование лояльных элит во всех странах, где присутствует движение. При этом применяется метод селективного отбора, посредством экзаменов и олимпиад отбирают в учебные учреждения интернатского типа перспективных мальчиков 12–13 лет. Далее организуются небольшие «кружки» подростков, которым прививают идеи и ценности движения. При этом «Хизмет» характеризуется как закрытая иерархическая структура. Фетхуллах Гюлен издал устав, регламентирующий все сферы жизни адептов, необходимость применения ими мер адаптации, создания эффективной вертикально структурированной организации.

Нурсисты олицетворяют «исламистский капитал» Турции, который составляет около 30% ее экономики. Этот капитал контролирует телеканал «Саман Йолу ТВ», издательский комплекс «Хакикат Китаб ЭВИ», газеты «Сызынты», «Зафер», медиа-холдинг «Заман».

Движение «Хизмет» при поддержке турецкого правительства активно осваивало постсоветскую территорию: открывало школы, фонды и бизнес-структуры. Вся территория России фактически поделена на секторы. Фирма «Серхат», например, курирует Башкортостан, Татарстан, Астраханскую, Свердловскую, Оренбургскую и Челябинскую области. Фонд «Уфук» – Сибирь, Фонд «Толеранс» – Москву и Санкт-Петербург, Ростовскую область. Турецкие организации «Чаг», «Эртугрул гази», «Тюрк дюньясы», «Эфляк» и «Торос» – Северный Кавказ. Руководящие функционеры «Нурджулар» регулярно совершали инспекционные поездки по регионам.

Собрания ее членов и сторонников в региональных центрах происходили группами по 12–20 человек еженедельно под руководством одного из них.  С начала 1990-х гг. в городах Башкортостана начинают создаваться совместные международные башкиро-турецкие лицеи. Заведение быстро приобрело известность и престиж, поскольку обучение велось на двух языках – английском и турецком, а выпускники могли продолжить обучение в Турции. Более 100 выпускников Башкортостана продолжило такое обучение в учебных заведениях Турции. Функционировала башкирская редакция газеты «Заман».

Вслед за этим, в 2002–2004 годах из России было выдворено около 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с «Нурджулар». Летом 2006 года прокуратура Татарстана подала гражданский иск о признании книг Нурси экстремистскими.  В мае 2007 года Коптевский районный суд города Москвы на закрытом процессе признал русский перевод сборника «Рисале-и Нур», состоящего из 14 книг, экстремистской литературой. 10 апреля 2008 года, по иску Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поддержанном Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации вовсе признал международную религиозную организацию «Нурджулар» экстремистской и запретил ее деятельность на территории России.

Научно-популярная литература:

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1194100680 - Н.Давыдов: Деятельность турецкой религиозной секты "Нуржулар"

http://kazan.mk.ru/articles/2015/12/28/tureckiy-demarsh-kak-ucheniki-nursi-i-gyulena-vliyali-na-musulman-tatarstana.html - Сулейманов Р. Р. Турецкий демарш. Как ученики Нурси и Гюлена влияли на мусульман Татарстана. Часть 1. Религиозные эмиссары сделали ставку на женщин и школьников // Московский комсомолец-Поволжье. — 28.12.2015.

Научная литература:

http://www.gumilev-center.ru/missionerskie-shkoly-fetkhully-gyulena-v-centralnojj-azii-i-ikh-rol-v rasprostranenii-tyurkizma-i-islama/ - Байрам Балджи. Миссионерские школы Фетхуллы Гюлена в Центральной Азии и их роль в распространении тюркизма и ислама.

http://naqshband.narod.ru/sekta.htm - Валиулла Якупов. НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ИСЛАМ В ТАТАРСТАНЕ: Движения, течения, секты.

https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-s-nursi-kak-rezultat-bogoslovskogo-dialoga-v-islame - УЧЕНИЕ С. НУРСИ КАК РЕЗУЛЬТАТ БОГОСЛОВСКОГО ДИАЛОГА В ИСЛАМЕ

https://cyberleninka.ru/article/v/religioznaya-ekspansiya-turtsii-v-tatarstan-v-postsovetskiy-period - РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКСПАНСИЯ ТУРЦИИ В ТАТАРСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

https://cyberleninka.ru/article/v/hizbulla-i-polemika-o-radikalnom-islame-v-turtsii - ХИЗБУЛЛА И ПОЛЕМИКА О РАДИКАЛЬНОМ ИСЛАМЕ В ТУРЦИИ

https://cyberleninka.ru/article/v/faktory-rasprostraneniya-islamskogo-ekstremizma-v-rossii-na-primere-g-krasnoyarska - ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА)