Тарикат Осман Топбаша

Джамаат оформился в течение второй половины XX в. Одним из главных основателей считается Махмут Сами Рамазаноглу. Шейх Осман Топбаш является 36-м духовным звеном в цепи преемственности шейхов тариката Накшбандия с центром в г. Кония, Турция. С 1990 гг. шейх ведет активную писательскую деятельность. Известные труды: «Тассаввуф», «История Пророков», «На пике цивилизаций…» и др. Неформальным издательским центром литературы тариката Накшбандия в России является Издательская группа «Сад», чьи книги очень часто можно встретить по республике в книжных лавках с религиозной литературой. Активную деятельность тарикат проявлял в 1990-е г. Тарикат имел широкую популярность среди мусульманских кругов Башкортостана, однако преданных приверженцев (мюридов) возымела лишь с конца 2000-х гг. В конце первого десятилетия XXI века появилась группа мюридов шейха, стали проводиться регулярные сохбеты, был организован «Куран-центр» в г. Уфе (который, однако, был вскоре закрыт).

Примерно с 2008 г. главой тариката Накшбандийя Осман Нури Топбашем был назначен ответственным, а фактическим мюршидом тариката в Башкортостане бывший военный врач, полковник российской армии, генеральный директор издательства «Сад» Айдар Хабибуллин. На этом примере можно было наблюдать как джамаат с ярко выраженной салафитской риторикой начинает исправно посещать сохбеты, входить в суфийский тарикат, исполнять соответствующие молитвенные практики, взахлеб читать книги Топбаша и пачками ездить к шейху.

В течение двух лет можно было наблюдать постоянные походы джамаата к могилам в районах республики. В частности, наибольшей популярностью пользовалась коллективное захоронение жертв Сеянтусской трагедии в лесах близ д. Султанбеково Аскинского района. В это же время Айдар Хабибуллин в Урмане (известный по взрывам военного склада в 2011 г.) начал строить мечеть, куда постоянно ездили как новоиспеченные адепты тариката, так и активные салафиты. Своеобразно были соединены две враждующие идеологии суфизма и салафизма. Это стало особенностью этого джамаата.

В 2012 году А.Хабибуллин в Подмосковье был арестован и осужден на несколько лет «за хранение оружия» (в его ванной нашли гранату). После освобождения он с семьей покинул Башкортостан и уехал за границу на постоянное место жительства. Уфимский джамаат, лишившись мюршида, перестал быть частью тариката. Его члены разбрелись по разным религиозным лагерям, но в большинстве своем или ушли в ДУМ РБ во главе с Айнуром Арслановым, или образовали «Шуру мусульман Башкортостана» с Фанзилем Ахметшиным.

Несмотря на небольшой в количественном отношении джамаат и кратковременность его существования, по прошествии лет этот пример являет собой самый удачный религиозный проект предполагающий пропаганду не пресловутого «традиционного ислама», а настоящий тассауф, хоть и самого начального его уровня. Даже, казалось бы, такой конфликтный показатель, как посещение могил, был согласован сторонами настолько, что у его участников не вызывал сомнения в правильности этих акций.

Научно-популярная литература:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1588905 - Осман Нури Топбаш

http://minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%9D%D1%83%D1%80%D0%B8+%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%B0 - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПИСОК ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ