Шейх Мехмет Хаккани назначен преемником главы тариката в соответствии с волей предшественника Назима Хаккани в 2014 г. и является следующим шейхом в золотой цепи преемственности тариката Накшбандия. Центр тариката расположен на о. Кипр Турецкой республики (Северный Кипр). Ставка (дарга) самого Шейха Мехмета находится в Стамбуле.
В России имеет русскоязычный интернет ресурс: «Суфийский Орден Накшбанди Раббани» (http://www.sufi.su/).
Киприотский центр тариката определенной популярностью пользуется в Башкортостане, в том числе в среде башкирской интеллигенции г. Уфы. Распространен преимущественно в южных и восточных районах Республики Башкортостан. Шейх Мехмет Хаккани до своего назначения Назимом Хаккани посещал Башкортостан в 2013 году и поддержал строительство культовых сооружений на территории республики. Наиболее знаменитым из них явялется комплекс сооружений на якобы захоронениях сахабов на г. Нарыстау, которые оказались на самом деле кыпчакские курганы XIV в. (причем в одном случае вообще не оказалось захоронений). В плане внутрирелигиозных отношений башкортостанская община пытается сформировать пул из просуфийских различных джамаатов, которая выражается в привлечении к массовым мероприятиям: паломничество по «святым местам» Башкортостана, сопровождение шейха Мехмеда в периоды его приезда. В определенный период к данным мероприятиям оказались вовлечены адепты «Ата жолы – Орда», «Таблиг джамаат», ибрагимчилар и др. Однако основную массу прихода составили люди по большей части сочувствующие суфизму и в целом исламу. Вероятно, привлекли, во-первых, простота обрядовой практики, которая является отличительной чертой данного тариката, во-вторых, некоторые «кираматы», демонстрировавшиеся шейхом во время его посещения региона и, в третьих, аффелированность хакканитов с Фондом «Урал», который в общественном сознании связан с первым президентом Республики Башкортостан Р.Г. Рахимовым. Лидером и главным инициатор – Салават Амирханович Кильдин – бывший генеральный директор ГТРК «Башкортостан». Объекты наибольшего почитания шейхами тариката и их последователями в Башкортостане можно выделить следующие:
1. Курганы XIV в. Миякинского района Республики Башкортостан, гора Нарыстау («могилы сахабов»).
2. Места захоронения Гиляжетдин-ишана и Сахиулла-ишана, Мелеузовский
район Республики Башкортостан.
3. Места захоронения аулия на горе Топсан и Шамигул халфы, мавзолей Бенде-бике, Кугарчинский район Республики Башкортостан.
4. Захоронения аулии Мужавир-хазрата и ишана Габдуллы Саиди, Баймакский
район Республики Башкортостан.
5. Захоронения проповедников, гора Ауыш-тау, а также захоронения аулии Мухмед Ризмана Аль-Ауши,
6. «Святой источник аулии», родная деревня ишана Зайнуллы Расулева Учалинского района Республики Башкортостан.
Несмотря на то, что у хакканитов не существует как у «Ата жолы – Орда» или Баты собственной сетевой структуры людей с экстрасенсорными способностями, были случаи использования этих людей в своих обрядовых практиках. В призыве активно используется фактор традиционности суфизма в регионе и конкретно у башкир. Известны факты посещения якобы могилы Урал-батыра в Белорецком районе Республики Башкортостан, которые сопровождались оккультными обрядами.
Также в основу пропаганды хакканизма в Башкортостане лег бескомпромиссный антиваххабизм. Причем он настолько оголтелый, что ярлык ваххабизма с легкой руки Кильдина и его приближенных был наклеен на добрую половину мусульман Башкортостана, в действительности не имеющих к салафизму никакого отношения.
Религиозная группа хакканитов охватила башкирскую медийную интеллигенцию, в числе которых журналисты, артисты, а также бизнесмены, политические деятели, даже некоторые главы администраций. Если в основе суфийских тариктов Накшбандийя лежит весьма строгая молитвенная практика, то в случае с хакканитами молитвенная практика имеет явные послабления (порой и вовсе отсутствует в классическом понимании), а взамен присутствует ярко выраженная атрибутация, эпатаж и позёрство, вкупе с вышеупомянутой истерией антиваххабизма.
В политическом плане хакканиты резко взяли курс на политизацию суфизма с явными претензиями на приватизацию протеста и оппозиции, идеологическое и политическое доминирование в республике. Особенно это проявлялось во влиянии хакканитов на медиа-сферу, наиболее сильное воздействие отразилось во влиянии на некоторых знаковых персон в руководстве БСТ, сайт ПроУфу, самую сильную в республике оппозиционную газету «BONUS» и некоторые другие издания. Кроме того, хакканиты делали беспрецедентные попытки влиять на научно-исследовательские проекты, не говоря уже о скандальной попытке подчинить себе муфтият РБ.
В пропагандистской работе у хакканитов можно выделить некоторые структурные элементы:
- выраженный упор на башкирские исторические сюжеты и национально-культурные памятники (в первую очередь могилы знаменитых религиозных людей Башкирии);
- привлечение адептов с экстрасенсорными способностями;
- привлечение иностранных проповедников;
- антисалафитская риторика;
- активное использование оппозиционных медиа-ресурсов.
Научно-популярная литература:
http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/883-media-myurshid.html - МЕДИА-МЮРШИД
http://www.umma-42.ru/news-58477.html - Хакканиты осваивают Башкирию
https://versia.ru/islamisty-redzhepa-yerdogana-okkupiruyut-ural-i-povolzhe - Исламисты Реджепа Эрдогана оккупируют Урал и Поволжье
Научная литература:
http://www.gumilev-center.ru/nakshbandijjskijj-tarikat-khakkanijja-rabanijja-i-neoosmanskijj-proekt-shejjkha-nazima-kipriotskogo/- Цибенко В.В. (Иванова). Накшбандийский тарикат Хакканийа (Рабанийа) и неоосманский проект шейха Назима Киприотского. ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 4. С. 95-104.
https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-i-problemy-razvitiya-sovremennoy-ummy-bashkortostana-faktor-salafizma - Бердин А.Т. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМА