Салафизм

 

 

 

 

 

Салафитские джамааты не носят официального характера и являются неформальными общественно-религиозными объединениями. Исторически салафизм является новым направлением в умме Башкортостана. Именно этому течению с начала 1990-х гг. через СМИ создан образ движения на грани экстремизма, гонимого и преследуемого властью.

Основные различия между суфизмом и салафизмом связаны с характером передачи сунны – образа жизни и принципов Мухаммада. Если для первых важно сохранение золотой цепи передатчиков сунны через шейхов, то для вторых на первом месте достоверность записанных преданий (хадисов) от Мухаммада и его сподвижников. Из этого вытекают противоречия, суть которых сводится к стремлению салафитов очистить ислам от нововведений (бидагат), которыми якобы обросла умма за весь период своей истории, и восстановить в первоначальной полноте главный принцип Ислама на основе критического осмысления источников (Корана и хадисов).

Салафиты не считают себя связанными с каким-либо из мазхабов, из-за чего их часто называют «безмазхабниками». Но в целом данный вопрос в салафитской среде не имеет четкой регламентации, и не всегда стоит столь принципиально. Часто салафитские прихожане в Башкортостане по инерции относят себя к ханафитскому мазхабу. Встречается мнение, что салафизм относится к ханбалитскому мазхабу суннизма, поскольку, для поборников салафизма и ханбалитского мазхаба авторитетными являются зачастую одни и те же ученые. В связи с этим нередко можно встретить мнение, что в Саудовской Аравии салафизм признан официальной идеологией. Реже высказывается мнение, что ханбализм в лице салафизма является упрощенным видением ашаритско-матуридитской акыды (суннитской мировоззренческой методологии). Однако в большинстве случаев сами салафиты считают себя не связанными с каким-либо мазхабом, соглашаясь лишь с теми положениями мазхабов, которые принимаются собственно салафитскими алимами (шариатскими учеными).  В области догматики и культа главным предметом салафитской критики является чрезмерное почитание и возвеличивание святых-шейхов (и даже самого пророка Мухаммада). Салафиты исключают существование в Исламе помимо явного, умопостигаемого знания, еще какого-то скрытого, мистического знания, доступного только шейхам и аулия (святым), и отрицают правомерность молитвенного обращения к ним с просьбой о посредничестве (дуа би-т-тавассуль).  Салафиты также отрицают возможность передачи божественной благодати (барака) через святых и шейхов или связанных с ними предметов. Отсюда следует неприятие таких проявлений религиозности как ритуальные действия на почитаемых мусульманами могилах. Особенности, касающиеся поведения и внешнего вида салафита, в определенной степени выглядят непривычно даже в мусульманской среде (специфичность общения, нестриженые бороды, укороченные штаны у мужчин, реже «никаб» (мусульманский женский черный головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз) – у женщин).

Росту популярности салафизма в России, как впрочем, и на всем пространстве СНГ, способствовала привлекательность этого идеологического течения для религиозной молодежи – главного сегмента социальной базы этого движения. Причем для той ее части, которая не просто ищет в религии ответы на важнейшие проблемы бытия, но и горит желанием немедленно приступить к «исправлению» общества.

Социальный состав адептов движения довольно разнообразный – от современной образованной молодежи, до криминальных и социально-неблагополучных типов. Салафитская доктрина отличается доступностью освоения. Минуя сложные ступени самосовершенствования личности, что характерно для тарикатов, молодой активист джамаата может осваивать догмы, сидя в Интернете или в кругу своих друзей. Нет института наставничества. Однако в плане понимания и претворения религиозных правил в практику, так же как и в суфийских тарикатах, большую роль играют авторитеты, но вместо одного человека, кому дается баят (как в тарикате), равнозначных авторитетов может быть несколько либо не быть ни одного.  Декларируемая новизна идеологии и приватизация протеста позволяет салафитской молодежи выступать против светских форм социальной организации, причем способность транслировать протест сопряжена возможностью его трансформации.  Если для Кавказа принятие идеологии салафизма – это процесс социальной модернизации и выделения индивида из системы этнических и клановых связей, то для Башкортостана – наоборот: поскольку традиция массового исповедания любого направления Ислама была прервана при Советской власти, салафизм воспринимается как возвращение в лоно традиции, возможности вырываться из пут современной светской мозаичности мышления и сельского обрядоверия.

Распространению салафизма в молодежной среде способствует быстрое социально-имущественное расслоение общества, смещение морально-нравственных ориентиров и нарушение процесса социализации (пьянство, деградация деревни и пр.), вызывающие протестную реакцию активной части молодежи.

Молодежное движение салафитов символизируют «новый порядок», тогда как тарикатисты, несмотря на аналогичные призывы к введению шариата, воспринимаются благодаря своей близости к муфтиятам и успешной работе с ними как часть «старого порядка».

 

Научно-популярная литература:

Салафизм

Ваххабизм в Исламском мире

Научная литература:

М.З.Мамиргов. КНИГА ИСЛАМСКИХ СЕКТ И ВЕРОУЧЕНИЙ. - М.: ТВК "Исламский мир", 2007, - 472 с.

Макаров Д. Радикальный исламизм в российских регионах//Материалы Всероссийской конференции "Ислам в советском и постсоветском пространстве". Казань: 2004 (с.47-66).

САЛАФИТЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЕГИПТА

САЛАФИТЫ И БОРЬБА С РАДИКАЛИЗАЦИЕЙ В РОССИИ

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАССОВЫХ ИСЛАМСКИХ ДВИЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИИСЛАМСКОГО ДИАЛОГА В ДАГЕСТАНЕ

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СУФИЗМА И САЛАФИЗМА

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВАХХАБИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

САЛАФИТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА

ВЛИЯНИЕ ИСЛАМСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ: «LA REVANCHE DE DIEU» И/ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?