Лютеранство

1. История

 

Лютеранство — протестантское течение в христианстве. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке.

Протест сторонников Мартина Лютера на имперском сейме в Шпеере в 1529 дал название «протестанты» всем христианским течениям, рождённым Реформацией.

Из Германии лютеранская церковь распространилась в страны Европы — Австрию, Венгрию, Францию, Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтику, а затем и в Северную Америку. На севере Германии, в Скандинавии, Финляндии и Прибалтике (Латвия и Эстония) лютеранство стало преобладающей религией.

Основные принципы вероучения лютеранской церкви сформировались в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений римско-католической церкви. Поэтому официально лютеране не очень любят наименование «протестанты», предпочитая называться «реформированными католиками».

 

2. Основные догматические положения

Лютеране относят себя к апостольской Христианской Церкви, основные догматы которой изложены в трех Экуменических или Кафолических Символах веры. Главное положение этого учения: существует один истинный Бог в трёх Ипостасях — Отец, Сын, и Святой Дух.

Лютеране считают, что после грехопадения Адама все люди рождаются грешными, то есть в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они навлекают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками.

Лютеране верят, что, по благому Божьему промыслу, Сын Божий был зачат от Святого Духа и родился от Девы Марии для спасения людей. Он — Иисус Христос — будучи одновременно настоящим Богом и настоящим человеком, умер на кресте, став жертвою и искуплением за все людские грехи перед Богом Отцом; Он воскрес, взошел на небо и придет на землю снова — судить живых и мёртвых.

Лютеране верят, что люди могут быть спасены только по Божьему милосердию, благодаря жертве Христа, и только через свою веру в Христа. Лютеране верят, что это спасение, как дар, даётся даром через действие Святого Духа, когда Церковь Христова объявляет Евангелие и уделяет Таинства. Лютеране верят, что в Таинстве Св. Крещения свершается возрождение Святым Духом, а в Таинстве Алтаря (Св. Причастии) даются и принимаются реально-присутствующие Тело и Кровь Христа под двумя видами — хлеба и вина.

Во времена Реформации, принципы этого «евангелического» вероучения были кратко изложены в пяти латинских выражениях с «sola» — что значит «одна», «только», «единственно»:

• Sola Gratia — «Только милость»: Люди могут быть приняты в жизнь вечную с Богом исключительно по Божьей милости, выраженной в спасительной миссии Христа. Люди отнюдь не могут заслужить этот бесконечный дар Божьей благодати никакими своими делами или поступками.

• Sola Fide — «Только вера»: Человек получает благодеяние Христового искупления грехов перед Богом только через веру в то, что он принят в такую Божью милость, то есть через веру в Евангелие Христово. Эта вера является не нашей заслугой, а действием Святого Духа и даром Божьим — причём человек имеет свободную волю и способность отвергнуть этот дар.

• Sola Scriptura — «Только Св. Писание»: Согласно лютеранскому вероучению, Священное Писание, данное нам и сохраненное Церковью, является «единственным судьёй, нормой и правилом, согласно которому, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы» («Формула Согласия», 1-7). Поскольку Св. Писание было написано по вдохновению Св. Духа, то его текст, первоначально записанный через избранных Богом святых людей, является точным и безошибочным выражением божественной воли.

В отличие от тех, кто отвергает или считает неважным всё, что прямо не предписано в каноне Св. Писания, либо готов вводить любые новшества, прямо не запрещенные текстом Св. Писания, лютеранство — основываясь на Св. Писании как на критерии и «пробном камне» или «норме нормирующей» (лат. «norma normans») — принимает во внимание также и соборность (кафоличность) Св. Предания («Традиции») в качестве «нормы, нормированной» вышеупомянутым критерием Библии (лат. «norma normata»). Ибо, хотя Св. Писание действительно дано нам как свод знания о Божественном откровении, необходимого для сохранения правильной христианской веры, однако из самого Св. Писания следует, что не всегда всё учение апостолов излагалось письменно (напр. 2 Фес. 2:15; 3 Ио. 13-14). Эти неписанные апостольские наставления передавались первоначально устно, в виде живого единогласного Св. Предания (либо «Традиции») Соборной (Кафолической) Христианской Церкви Запада и Востока. Но поскольку вся первоначальная подлинная апостольская наука была, безусловно, всегда в согласии с писаным апостольским божественным откровением, то критерий Св. Писания и далее позволяет оценивать те учения, свидетельствами за или против коих может служить только лишь Соборная апостольская Традиция Церкви.

Так, согласно «Формуле Согласия» (1:3), «в древней Церкви были составлены Символы, то есть краткие и категорические исповедания веры, содержащие единогласное Соборное христианское согласие и исповедание веры правоверной и истинной Церкви…: мы заявляем о своей верности им». Подобным образом, в споре с сектантами о правильности крещения детей — что действительно нелегко вывести непосредственно из текста Св. Писания — Мартин Лютер ссылался в том числе и на довод вселенского соборного «опыта Церкви», созвучного со Св. Писанием. В целом, «Аугсбургское Исповедание веры» утверждает (арт. XXVIII-Закл.), что «в учении и обрядах мы не принимаем ничего противного Св. Писанию или Кафолической Церкви. Ибо очевидно, что мы приложили усилия, дабы новые и безбожные учения не закрались в наши церкви»; с точки зрения сторонников Реформации, новые и противоречащие Библии учения (вроде обязательного целибата священников) изобретал именно Рим.

По некоторым догматическим вопросам в лютеранских Церквах существуют различные позиции. Так, консервативные Церкви полагают, что традиция, согласно коей литургическое служение в Церкви возлагается только на мужчин — существующее со времен древнехристианских в Церкви Востока и Запада — находит обоснование в текстах Св.Писания и церковной традиции. Однако умеренно-либеральные Церкви находят, что невозможно обосновать запрет служения женщин, оперируя новозаветными текстами Св.Писания, в Новом завете первая проповедь Евангелия поручена Христом женщине (Марии Магдалине), упомянуты пророчицы и женщина-апостол Фива. Также в истории имеются особые прецеденты служения женщин (пресвитерид, епископессы Бригитты Ирландской и т.д.) Эти Церкви обосновывают возможность ординации женщин тезисом "каждый христианин - священник" (принципом "всеобщего священства", принятым в протестантизме)

Также существуют различные мнения касательно возможности благословения и венчания однополых союзов и поставления служителей нестандартной ориентации (следует отметить, что ни одна Лютеранская Церковь России не разделяет новейших идей подобного направления)

В XVI в. Лютеранская Церковь подытожила учения, согласные со Св. Писанием, дабы ясно противопоставить их важнейшим неверным и противоречащим Библии учениям той эпохи, в собрании Исповеданий христианской веры (Libri Symbolici). Вместе с тремя древними Символами Веры, в число этих исповеданий вошли Большой и Малый Катехизисы Лютера, неизменное Аугсбургское Исповедание и его Апология, Шмалькальденские Статьи веры, Формула Согласия. В 1580 г. они были собраны в Книге Согласия, которая стала обязательным выражением лютеранского вероучения (в почти всех лютеранских церквах мира).

Однако вероисповедные документы лютеранства не ставятся на один уровень с Библией, ибо — как объясняют классики лютеранской догматики — изложенным в этих трактатах статьям веры надлежит верить только и именно потому, что (лат. quia) они находятся в согласии со Св. Писанием (Johann Gerhard, Theolog. Disputat.).

• Solo Christo — «Единственно во Христе»: Иисус Христос, который действительно объединил божественную и человеческую природы в одной Своей Ипостаси, является единственной нашей надеждой на Божью милость, а также предметом нашей веры, которая необходима для спасения. Ибо только во Христе и только через Христа мы можем быть спасены. Один Христос победил для нас смерть, и только Он один даёт жизнь с Богом тем, кто с верою к нему обращается.

• Soli Deo Gloria! — «Одному Богу слава!»: Хотя память Богородицы и других святых людей Божьих дорога всем настоящим христианам, а почитание святых полезно для воспитания и укрепления нашей веры — то есть для благодарности Богу, как примеры благочестивой жизни, а также как свидетельства благодеяний и благодати Божьей для искренне в Него верующих (Апология Аугсб. Исп., XXI: 4-6) — однако, согласно Св. Писанию, только Богу одному надлежит восславление и поклонение, Ему одному надлежит молитва и только Его следует молитвенно призывать, через Иисуса Христа, Господа нашего. (См. Аугсбургское Исповедание, XXI; Апология Аугсб. Исп., XXI, 31).

Лютеране верят, согласно древним Экуменическим (Вселенским) Символам Веры, в Единую Святую Кафолическую (то есть «Вселенскую», «Соборную») и Апостольскую Церковь, в евангельском понимании, и признают себя частью этой Церкви. Мартин Лютер учил, что «тому, кто желает найти Христа, необходимо прежде найти Церковь»; «тот, кто хочет узнать что-либо о Христе, должен не доверяться в этом себе самому и не строить мостов на небо своим умом, но он должен прийти к Церкви, посещать и спрашивать об этом Церковь… Ибо вне Христианской Церкви нет правды, нет Христа, нет спасения» (М. Лютер, Проповедь на Рождество, из «Вартбургской постилли» 1521—1522 г). Лютеранские церкви сохраняют служение надлежаще-призванного (рукоположенного) священства, исповедуют Власть Ключей (исповедь и отпущение грехов), а также Таинства св. Крещения и св. Причастия, как средства Божьей благодати (Аугсб. Исп., арт. 5).

Лютеране празднуют Литургию, как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei).

Таким образом, в христианстве лютеранского исповедания органически сочетаются как апостольское евангелическое учение — так и преемственность подлинного кафолического Предания (Традиции) Христианской Церкви.

 

3. Структура церкви

К лютеранству принадлежат более 70 миллионов человек во всём мире. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви. Существует несколько крупных церковных объединений — Всемирная Лютеранская Федерация, Международный Лютеранский Совет, Конфессиональная Евангелическая Лютеранская Конференция, а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (более 6,9 миллионов членов).

Лютеранские церкви без апостольской преемственности

Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую премстенность. Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и не безосновательно) себя реформированными католиками. Есть и либеральное направление, старающееся включить в церковь всех людей, даже не взирая на библейские тексты (наиболее крайней в этом отношении оказалась пока Шведская церковь). Есть и харизматическое направление, признающее действие Святого Духа в нынешнем мире — говорение на ангельских языках, исцеления, чье богослужение является соединением лютеранской литургии и харизматических радений. И вторым по значимости направлением в лютеранстве является конфессиональное, имеющее немецкие истоки.

Конфессиональное лютеранство — конгрегационалистское направление в лютеранстве, более близкое к крайнему (безлитургийному) протестантизму. В этом направлении делается более значимый упор на изучение Библии. Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают женского священства и уж тем более однополых браков и тому подобное. Их традиционализм не распространяется на церковные устои. Так, конфессиональное лютеранство не придает никакого значения апостольской преемственности — у них просто отсутствует институт епископа, а новых пасторов рукополагают сами пасторы, и пасторство воспринимается скорее как духовная благодать, чем как физическая. Литургия у них сохраняется в старой форме. В конфессиональном движении выделаются две группы, которые сформировались вокруг двух американских лютеранских синодов — Миссурийского и Висконсинского, обе группы имеют и свои международные объединения.

Собственно, забота о правильных рукоположениях и апостольской преемственности скорее свойственны европейским церквям. Среди церквей Америк, Африки и Азии, не принадлежащим конфессиональному лютеранству, отсутствие рукоположенных епископов встречается гораздо чаще, чем рукоположенные епископы во главе церкви. Обычно такие церкви возглавляются президентами. Данная традиция (рукоположение пасторов другими пасторами) зародилась в самом начале реформации в Германии, так как практически никто из епископов не принял сторону лютеран и в этом был наеден выход из сложившейся ситуации. Безепископальная модель лютеранства можно назвать немецкой моделью (в противовес епископальной-скандинавской).