Мормонизм

1. История

 

Мормонизм (Движение святых последних дней) — обобщенное название религиозной культуры, возникшей в результате распространения и развития Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД, ЦСПД или СПД), созданной в первой половине XIX века Джозефом Смитом в США.

В наши дни мормонизм и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней — не вполне тождественные понятия, потому что после смерти основателя от первоначального движения начали откалываться большие и малые группы, провозглашавшие себя хранителями истинного учения. Среди последних наиболее известны Сообщество Христа (ранее Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, РСПД) и Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней. Далее в статье речь пойдёт о взглядах и обычаях собственно Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с центром в Солт-Лейк Сити, штат Юта.

В последние полвека среди мормонов значительно выросло число т. н. «номинальных мормонов» (англ. Jack Mormons), родившихся в семьях членов церкви, но не разделяющих мормонские убеждения и не участвующих в жизни общины.

Большинство людей, относящих себя к числу мормонов, называют себя «святыми последних дней». Само название «мормоны» сегодня распространено больше, чем в прежние времена, но некоторые по-прежнему протестуют против употребления терминов «мормон» и «мормонизм» в связи с тем, что когда-то эти слова имели негативную окраску.

 

2. Основные догматические положения

 

Краеугольным камнем богословия мормонов является учение о «восстановлении», согласно которому вскоре после смерти апостолов Христа истинная Церковь исчезла с лица земли. Только через много столетий, в 1820 году, Бог избрал Джозефа Смита, чтобы через него восстановить истинное учение и истинную организацию церкви. После смерти Смита роль «пророка, провидца и носителя откровений» по очереди наследовали ещё пятнадцать президентов церкви СПД.

Основные положения вероучения мормонов записаны в тринадцати «Символах веры». Следует отметить, что этот документ не даёт полного представления о верованиях мормонов, и многие характерные учения СПД в него не включены.

Священное писание. Тексты, которые церковь СПД признаёт в качестве священного писания, называются «Образцовыми трудами».

Библия признается Божьим Словом настолько, насколько она правильно переведена (8-й Символ Веры). Утверждается, что текст Библии был искажён нерадивыми и злонамеренными переводчиками и переписчиками, и ранние мормоны даже сомневались, «сохранился ли хотя бы один стих Библии в таком виде, чтобы сегодня имел тот же смысл, что и оригинал». Мормоны принимают английский Перевод Короля Якова 1611 с ссылками от Перевода Библии Джозефом Смитом.

Книга Мормона называется «самой правильной книгой на земле». Считается, что при помощи этой книги «человек может приблизиться к Богу более, чем при помощи любой другой книги». Вера в истинность Книги Мормона является для мормонов необходимым условием спасения.

«Драгоценная жемчужина» и «Учение и заветы» суть также слова Бога.

Любое откровение или официальное заявление, исходящее из уст пророка-президента церкви, также является частью вероучения и иногда включается в категорию священных текстов. «Учение и заветы» содержит множество подобного рода откровений современных пророков.

Учение о Боге. Иисус учил, что Бог есть «Отец наш, сущий на небесах» (От Матфея 6:9). Учение СПД называет Бога Небесным Отцом по тому виду, что Он Отец духов всех людей.

Как Отец, Бог знает и любит каждого лично. Он хочет, чтобы каждый обрел радость в этой жизни и вернулся к Нему, чтобы жить с Ним, когда эта жизнь закончится.

Он подготовил план, чтобы помочь своим детям в этом. Это план спасения, план счастья. Он даёт возможность обрести мир в этой жизни и жизнь вечную в мире грядущем."

Христианское учение о Троице апостол СПД Брюс Р. Макконки назвал первой из семи величайших ересей христианства. В учении самих мормонов Бог Отец, Иисус и Святой Дух изображаются как три разных Божественных существа (три Бога), имеющих разную природу и объединённых лишь в своём намерении. При этом мормоны не признают обвинений в многобожии (троебожии) на том основании, что они, веруя в существование кроме Бога-Отца ещё и Его Сына-Иисуса Христа и Святого Духа, поклоняются одному лишь Отцу-Элохиму.

Бог Отец и Иисус Христос имеют материальные, осязаемые тела «из плоти и костей».

Иисус Христос. Иисус Христос был первым из духовных детей, рождённых Элохимом на небесах. Таким образом, Иисус в самом буквальном смысле является нашим старшим братом.

Через Иисуса Христа Небесный Отец обеспечил путь, которым все люди могут стать подобными Ему и вернуться, чтобы жить с Ним вечно.

В течение сорока дней после воскресения Иисус являлся ученикам на Американском континенте, возвещая им то же учение, что и апостолам-евреям немногим ранее.

Под руководством Бога-Отца Иисус Христос сотворил Землю.

Когда Иисус Христос жил на Земле (примерно 2000 лет тому назад), Его жизнь была совершенной. Он учил словом и примером тому, как должны жить люди в любви к Богу и ближним.

Своим Воскресением Иисус Христос преодолел смерть. Благодаря этому, все получат дар воскресения.

Предземная жизнь, грехопадение и война на небесах. Однако люди не могли развиваться до совершенства в доме своих Небесных Родителей, поэтому Бог сотворил землю, где люди должны были подвергнуться испытаниям и, используя своё право свободного выбора, достигнуть совершенства и божественности.

Учитывая всё сказанное, грехопадение Адама было не столько преступлением, сколько благословением для людей, поскольку открыло им путь к «вечному прогрессу». Как выразился один из руководителей мормонов, «Адам упал вверх» (Adam fell upwards). В Книге Мормона также сказано: «Адам пал, дабы человечество могло быть. А человечество есть, дабы иметь радость».

Перед тем, как сотворить мир, Элохим собрал «совет Богов», на котором Иисус и Люцифер по очереди представили свои варианты спасения людей, которые должны были отпасть от Бога. Боги предпочли вариант Иисуса. Тогда Люцифер взбунтовался и поднял мятеж, в который вовлёк одну треть духов. Иисус с другой третью духов вступил с ним в битву и одержал победу. Духи, ставшие сторонниками Люцифера, навсегда лишены права обрести человеческое тело. Сподвижники Иисуса обретают человеческое тело, рождаясь на земле.

Спасение. Спасение для мормонов — нечто большее, чем просто граница между вечной погибелью и вечной жизнью.

Мормоны считают, что искупительная смерть Христа даровала всем людям возможность воскресения. После воскресения в день суда каждый человек получит воздаяние в зависимости от совершённых дел в одном из царств:

Царство целестиальное — «слава Солнца» — здесь люди становятся Богами и получают все те же силы и возможности, какие имеет сам Бог.

Царство террестриальное — «слава Луны». Здесь пребывает только Святой Дух и изредка наведывается Христос.

Царство телестиальное — «слава звёзд». Сюда изредка наведывается Святой Дух.

Так Бог будет судить людей «по делам их и желаниям сердца» — в зависимости от Его решения каждый человек будет помещён в одно из трёх царств. Таким образом, благодать является «необходимым, но недостаточным условием».

Истинное спасение, или возвышение, — это обретение божественности в целестиальном царстве.

Только тем, кто узнав о плане Небесного Отца, откровенно избрал Сатану, а не Бога, достанется «тьма внешняя», где будут «плач и скрежет зубов».

Несмотря на то, что люди являются наследниками Адама и Евы, которые пали, чтобы человечество могло быть, только Адам и Ева будут отвечать перед Богом за нарушение запрета не вкушать запретный плод. Человек несёт ответственность только за свои собственные прегрешения и должен каяться.

Крещение через погружение в воду для отпущения грехов, которое производит носитель священства Бога, необходимо для личного спасения.

Младенцы, которые умерли не достигнув 8-летнего возраста (возраста, когда наступает ответственность за поступки), спасены без крещения. Точно так же те, кому уже исполнилось 8 лет, но кто в силу нарушений интеллектуального развития не может осознать свои прегрешения и покаяться, спасены без крещения.

Для того, чтобы получить вечную жизнь, человек должен хранить веру, каяться и прислушиваться к указаниям Бога. Среди дополнительных условий для получения спасения и возвышения, помимо обрядов крещения и конфирмации, — облечение и запечатывание (обряды, выполняемые во время церемонии церковного бракосочетания).

Посмертное существование. В духовном мире духи умерших находятся до своего воскресения. Там те, кто умер, не получив возможности принять восстановленное евангелие при жизни, могут узнать о нём от тех, кто принял его. Вот почему некоторые мормонские организации, в частности Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, практикуют крещение за умерших.

После воскресения и Страшного суда большинство людей получат возможность жить в одном из «царств славы» (Целестиальном, Террестриальном или Телестиальном). Те, кто сознательно отверг Бога и бросил Ему вызов, в частности Сатана, станут Сынами погибели. Они не получат места ни в одном из царств славы и будут наказаны за то, что познав Бога, всё же избрали служение Сатане. Чаще всего о месте их пребывания говорится как о Внешней тьме.

Основные положения вероучения и обряды Церкви СПД. Основными таинствами организации являются: причастие, крещения, конфирмация, а также храмовые таинства. Лишь посредством крещения и конфирмации человек, не принадлежащий к данной церкви, может стать её членом. Каждое воскресенье члены орнаизации принимают причастие в память об искупительной жертве Иисуса Христа. Члены организации верят что это таинство учредил сам Спаситель во время своего пребывания на Земле.

Ряд учений и обрядов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не имеют аналогов в христианстве. Мормонская космология и «план спасения» включают доктрины о «предземном существовании». Для достижения божественного состояния человек должен верить в Иисуса Христа и пройти серию обрядов в храме («облечение» и «запечатывание брака на вечность»). Мужчины и женщины могут быть «запечатаны» друг с другом, чтобы брачный союз имел силу и в загробной жизни. Дети, появившиеся в семье до заключения такого брака, могут быть «припечатаны» к своим биологическим или приемным родителям, дабы семейные связи были вечными. Если человек умер, не пройдя обряды, необходимые для возвышения, их можно совершить за него (например, крещение за умерших). Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит, что все будут иметь возможность услышать и принять или отвергнуть Евангелие Иисуса Христа и таинства в этой жизни или следующей.

Верующие должны также соблюдать «Слово мудрости», в соответствии с которым они воздерживаются от употребления алкогольных напитков, кофе, чая и табака. Моральный кодекс содержит закон о целомудрии, который запрещает сексуальные отношения вне гетеросексуального брака. Прихожанин обязан также жертвовать 10 % своих доходов церкви (закон десятины). Многие занимаются также добровольным служением на различных должностях. Кроме того, всем мужчинам в возрасте от 18 до 25 лет, если им позволяет здоровье, и семейным парам, вышедшим на пенсию, предлагается добровольно прослужить в качестве миссионера два года, проповедуя Евангелие и/или предоставляя гуманитарную помощь. Незамужние женщины в возрасте 19 лет и старше тоже могут служить в качестве миссионеров в течение 18 месяцев, но они не обязаны это делать в отличие от молодых людей, которые рукоположены́ в чин старейшины. Кроме того, члены организации должны выделять один вечер в неделю (как правило, понедельник) для проведения так называемого семейного вечера, в ходе которого семья изучает доктрины организации и их принципы.

3. Структура церкви

Церковь СПД организована в строгую иерархическую структуру, главную роль в которой играют мужчины-священнослужители; её члены верят в то, что Иисус Христос руководит организацией через откровение и выбирает одного мужчину (президента организации, «пророка») в качестве своего представителя на земле (до своей смерти 2 января 2018 года эту должность занимал Томас С. Монсон). Он и два его советника (обычно в ранге апостолов) образуют первое президентство, председательствующий орган мормонов; двенадцать других апостолов составляют кворум двенадцати апостолов. Когда умирает президент, его преемником неизменно становится самый старший по сроку служения апостол, то есть президент кворума двенадцати апостолов. Первое президентство затем восполняется из числа членов кворума двенадцати апостолов. Все эти мужчины, а также другие представители руководства организации (в том числе первых двух кворумов семидесяти и председательствующего епископства) составляют высшую власть церкви. Они осуществляют как духовное, так и административное руководство вплоть до местного уровня. Высшее руководство и президенты миссий заняты полный рабочий день и, как правило, получают стипендию из средств церкви.

На местном уровне мормонское руководство состоит из мирян, которые заняты неполный рабочий день на добровольной основе и не получают стипендию.

Все достойные мужчины, как правило, имеют возможность вступить в ряды духовенства и рукополагаются в сан уже в возрасте 12 лет в ходе особой церемонии, важной частью которой является возложение рук на голову. Духовенство разделено на носителей священства Ааронова (мужчины не моложе 12 лет) и носителей священства Мелхиседекова (с 18 лет). С 1978 года священство открыто для всех рас. Женщины в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не могут иметь священства.