Новоапостольская церковь

1. История

Новоапостолькая церковь одна из двух основных церквей апостольских католиков. Название существует с 1906, до этого организация именовалась Вселенской католической церковью. Возникла в 1863 в результате откола от Католической апостольской церкви реформаторского крыла, возглавляемого немецким религиозным деятелем Генрихом Гайером.

В организационном отношении церковь достаточно строго централизована. Верховное руководство осуществляется 12 «апостолами» во главе со «старшим апостолом», или патриархом, имеющим резиденцию в Цюрихе (ранее — в Дортмунде). «Апостолы» назначают епископов, окружных старейшин, пасторов и евангелистов.

Новоапостольская церковь неуклонно увеличивает свои ряды. Особенно быстрый рост наблюдался в Германии, несмотря на то, что нацисты наряду с другими христианскими церквами преследовали и эту церковь (от гонений её не избавило и то, что Иоганн Бишоф, занимавший в 1932—60 должность новоапостольского патриарха, объявил Гитлера специальным эмиссаром Божьим).

В XVIII веке у отдельных христиан всё больше возрастала убежденность в том, что в христианских церквях недостает живого проявления Святого Духа, как это имело место в раннем христианстве. К 1830 году в Англии и Шотландии возникли движения пробуждения, члены которых молились об излиянии даров Святого Духа. Из этих библейских кругов с годами возникло «апостольское» движение, которое получило позже название Католико-Апостольская община. Характерной чертой ее с 1832 года стало то, что ею руководили провозглашенные пророками апостолы.

В 1863 году, на почве расхождения в толковании отдельных мест Священного Писания и призвания новых апостолов, Апостольская община выделилась из Католико-Апостольской общины и с тех пор идет своим путем вместе с апостолами.

1897 год принес церкви сан первоапостола, то есть главы всех апостолов. Его положение сравнимо с тем, которое занимал апостол Петр более 2000 лет назад.  С Пятидесятницы 2013 года Новоапостольской церковью руководит Жан-Люк Шнайдер.

Нынешнее свое название церковь получила в 1930 году. Оно взято из заглавия, данного 2-ой главе 4-ой Книги Ездры в традиционном переводе М. Лютера: "...как новоапостольская церковь должна держаться и совершать Богу угодные служения"

Сообщается также об одном случае, который произошел в Саксонии (Германия): Когда там нужно было внести название местной общины в Реестр объединений, то регистратор, хорошо знавший все существовавшие до сих пор объединения, в названии которых было слово «апостольский», предложил: «Господа, Вы не можете одни именовать себя «апостольскими». Я не могу внести это название, потому что иначе это приведет к путанице. Почему бы Вам не назвать себя «новоапостольскими»?» Так и случилось: в 1907 году участники Совета апостолов сошлись на названии «Новоапостольская община», которое в 1930 году и было заменено на название «Новоапостольская церковь». 

2. Основные догматические положения

Основные догматические положения Новоапостольской церкви совпадают с догматикой Католической апостольской церкви. Главное отличие заключается в том, что в Новоапостольской церкви взамен умерших «апостолов» стали назначаться новые и таким путём была установлена своеобразно понимаемая апостольская преемственность. «Старший апостол» стал рассматриваться как видимое воплощение Христа на Земле.

В отличие от Католической апостольской церкви, меньше внимание стало уделяться вопросу о втором пришествии Христа. Число таинств уменьшено до трёх: крещение, причащение и запечатление Святым Духом.

В Новоапостольской церкви существенно упрощена обрядность, ставшая менее «католической» и более «протестантской».

Название «Новоапостольская церковь» призвано подчеркнуть, что мы имеем дело с церковью, возрожденной последователями первых апостолов, и она практически ничем не отличается от раннехристианской церкви.

Богослужение.Центром духовной жизни являются богослужения, которые, как правило, проходят два раза в неделю — в воскресенье и в какой-то день среди недели.

Богослужение протекает как свободная проповедь, построенная на одном или нескольких стихах из Библии. Основными темами проповедей является наставление прихожан на христианский способ жизни, поиск новых духовных сил, радость о будущем детей Божьих, вечное спасение, вечное искупление, чувство защищенности в руке Божией. Кульминацией богослужения является причащение (представляет собой облатку из пресного теста с тремя каплями вина). Последователи причащаются на каждом богослужении. Заканчивается богослужение совместной молитвой и пением троекратного «аминь». Все богослужения сопровождаются пением хора и игрой оркестра.

В церкви приняты три таинства (священнодействия):

  1. запечатление Святым Духом;
  2. крещение водой;
  3. причастие.

В церкви отмечаются следующие церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, День благодарения.

В Новоапостольской церкви практикуются причащение и крещение мёртвых. Отправной точкой в Библии является 1-е послание к Коринфянам 15, 29: в Коринфе живые крестились для мертвых. Эта практика, вдохновленная Святым Духом, стала вновь использоваться апостолами «нового времени». Появились принятые сегодня богослужения для усопших. Новоапостольские христиане ходатайствуют в заступнических молитвах за усопших: они просят Господа, чтобы Он помог душам, которые ушли в мир иной неискупленными. Уже со времен Ветхого Завета доказано, что благодаря вере можно оказывать благодеяния мертвым и тем самым облегчать их участь: во 2-й книге Маккавейской, в главе 12, говорится об иудеях, которые служили идолам и пали в сражении. За них просили в молитвах о покрытии их грехов и собирали деньги, чтобы купить жертвенных животных для искупительной жертвы. Это совершалось из убежденности в том, что мертвые когда-нибудь воскреснут. Упование на воскресение мертвых является с давних пор фундаментальной составляющей христианского учения. С этим связана и уверенность в том, что заступничество необходимо умершим и сказывается на них.

Катехизис Новоапостольской церкви. С середины декабря 2012 вышел в свет «Катехизис Новоапостольской церкви». Как значится в предисловии к данной книге, он написан верующими для верующих.

В основе катехизиса лежит новоапостольский Символ веры. В нем подробно представляются и поясняются различные аспекты новоапостольского вероучения, а также профиль нашей церкви. Таким образом, данный труд может служить в качестве справочного материала, а также для углубленного чтения и размышлений над теологическими вопросами. Именно ясное и однозначное определение места нашей церкви в рамках Церкви Иисуса Христа важно для ведения экуменического диалога. В данном случае речь идет о понимании критерия апостоличности, который с точки зрения новоапостольского вероучения рассматривается не только в историческом, но и личностном аспекте, о служении Петра, представленном в сане первоапостола, о скором ожидании Второго пришествия Сына Божьего Иисуса Христа как Жениха для восхищения Церкви-Невесты и о понимании учения об усопших. При этом катехизис не направлен на то, чтобы как-то затронуть или принизить другие объединения верующих, поэтому в предисловии к данному труду написано: «Следует подчеркнуть, что при всей разнице во взглядах Новоапостольская церковь относится с большим уважением к вероучительным высказываниям других церквей».

Символ веры. Новоапостольский Символ веры призван надлежащим образом выразить новоапостольскую веру. Каждое из десяти положений новоапостольского Символа веры начинается со слова «Верую». Это призвано показать, что речь идёт о личном Символе веры новоапостольского христианина.

Первое положение гласит о творении Бога Отца, о чем свидетельствуется в Ветхом и Новом Заветах. Это творение охватывает небо и землю, а именно, видимый и невидимый мир.

Второе положение гласит об Иисусе Христе, основе и содержании христианской веры.

В начале третьего положения объявляется о вере в Духа Святого.

Четвертое положение: «Верую в то, что Господь Иисус правит Своей Церковью, и для этого Он послал и вплоть до Своего Второго пришествия продолжает посылать Своих апостолов с поручением учить, во имя Его прощать грехи и крестить водою и Духом Святым».

Иисус Христос правит Своей Церковью. Это находит свое выражение в послании апостолов. Миссионерское поручение (см. От Матфея 28, 19-20) показывает, что провозглашение Евангелия и дарование таинств связано с саном апостола.

Пятое положение говорит о духовном сане. Именно Бог избирает кого-то для служения в сане. Человек носит свой сан на основании божественной воли, которая реализуется через сан апостола. Возведение в духовный сан содержит в себе три аспекта: «полномочие, благословение и освящение». При этом – прежде всего, в отношении священнических санов – момент «полномочия» имеет решающее значение, поскольку они имеют полномочия по поручению апостола провозглашать отпущение грехов и отделять Святое причастие. Через «благословение» обетовано божественное сопровождение и помощь Духа Святого в исполнении сана. «Освящение» указывает на то, что Бог сам в Своей святости и неприкосновенности хочет действовать через сан.

Шестое положение: через Святое крещение водою упраздняется фундаментальное отделение человека от Бога и смывается первородный грех. Крещеный включается в Церковь Иисуса Христа, то есть, становится христианином.

Седьмое положение: святое причастие напоминает, среди прочего, о жертве Христа. Участие в Святом причастии имеет большие последствия. Условием для этого является его «достойное вкушение», которое возможно через веру, признание отпущения грехов и сердце, полное раскаяния. Действительное во всех отношениях причастие может праздноваться исключительно благодаря сану апостола и через уполномоченных им священнослужителей.

Восьмое положение: святое запечатление является таинством, которое связано исключительно с саном апостола. Условием для его принятия является Святое крещение водою. Святое запечатление имеет значение для настоящего и будущего в жизни верующего. «Богосыновство» уже сейчас присуще христианину, получившему второе рождение от воды и Духа. В будущем полученный дар Духа Святого откроет путь к числу первенцев.

Девятое положение показывает, какое высокое значение отводится событиям будущего. Второе пришествие Христа является центральным событием, от которого зависят все остальные. Цель восхищения «живых и мертвых» – единение с Иисусом Христом, образом которого является «брачная вечеря на небесах». Затем Иисус Христос появится на земле зримо и установит там «Свое Царство мира» (см. Откровение 20, 4-6). Как «царственное священство» (см. 1-е Петра 2, 9; Откровение 10, 6), Церковь-Невеста будет участвовать в правлении Христа. Евангелие провозглашается всем людям – живым и мертвым. В заключение состоится последний суд. Положение заканчивается обетованием нового творения.

Десятое положение затрагивает отношение христианина к государству и ясно показывает, что христианская вера, в основе своей, к государству относится положительно. Если Божественная воля и государственные законы не противоречат друг другу, тогда христианин обязан принимать их как обязательные для себя. Но если они противостоят друг другу, тогда действует следующее положение: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (см. Деяния 5, из 29).

3. Структура церкви

18 крупных объединений — апостольских округов, руководителем округа является окружной апостол. Окружные апостолы объединены в коллегиум, во главе с первоапостолом. Административный и духовный центр расположен в Цюрихе. Округа поделены на подокруга, которые делятся на общины.

С Пятидесятницы 2013 года Новоапостольскую церковь возглавляет Жан-Люк Шнайдер. Являясь первоапостолом (положение среди других апостолов сравнимо с положением, которое занимал апостол Петр), он направляет деятельность церкви из своей резиденции в Цюрихе. Жан-Люк Шнайдер — француз по национальности и девятый первоапостол с момента основания церкви.

Новоапостольские общины отдельной страны или региона объединяются в округ, руководство деятельностью которого осуществляется окружным апостолом. В настоящее время Россия входит в округ деятельности окружного апостола Вольфганга Надольного.

По поручению окружного апостола различные сферы деятельности церкви находятся в ведении апостолов, епископов, окружных старейшин и окружных евангелистов. Руководство общинами апостолы поручают пастырям, евангелистам или священникам, которым помогают диаконы.