Христиане-баптисты

1. История

Баптисты [греч. βαπτίζω - погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестантанских деноминаций, возникшая в Англии в 1-й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации - признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой, священство всех верующих. Баптисты добавили к ним свои собственные: т. н. крещение по вере (только взрослых, способных засвидетельствовать свою личную веру во Христа, через погружение), следование принципу отделения Церкви от государства, полную самостоятельность общин. Первых баптистов часто называли анабаптистами (перекрещенцами), т. к. они были противниками крещения детей и, не признавая его действительности, крестили вступающих в общину заново. Такое отношение к крещению было единственным объединяющим признаком довольно разнородного движения анабаптистов, появившегося в континентальной Европе в нач. XVI в.; одним полюсом его являлись швейцарские анабаптисты, впоследствии ставшие известными как меннониты и амиши и отвергавшие не только военную службу, но даже просто ношение оружия, а др.- немецкие анабаптисты, такие, как Т. Мюнцер, Я. Матис и Иоанн Лейденский, силой оружия, утверждавшие «Царство Божие на земле». Тем не менее последователи и тех, и других как в католических, так и в протестантских странах приговаривались к смертной казни (в т. ч. и в Англии в 1536). Баптисты заявляли, что они не имеют с анабаптистами ничего общего: в первом баптистском Исповедании веры 1644 г. они называют себя «теми церквями, которые повсеместно ошибочно именуют анабаптистами»; в приложении к Исповеданию, которое вышло в 1646 г., они называют себя «крещеными верующими»; в Исповедании 1688 г.- «конгрегацией христиан, крещенных по провозглашении их веры» и «крещеные конгрегациями»; позднее появляются самоназвания «крещеные церкви», «крещеные христиане», «церкви Христа» и т. д. Термин «Баптист» постепенно стал основным деноминационным определением и был юридически закреплен в Акте о веротерпимости 1689 г., где баптисты названы в одном ряду с пресвитерианами и индепендентами диссидентскими, но дозволенными деноминациями.

 

2. Основные догматические положения

В 1905 г., на своем 1-м Всемирном конгрессе, Баптиситы объявили Апостольский Символ веры наиболее адекватно отражающим их веру и приняли «Семь основных принципов веры» или «Семь баптистских принципов», которые содержат основные вероучительные положения баптизма всего мира:

1. Священное Писание, т. е. канонические книги Ветхого Завета и Нового Завета, являются единственным авторитетом в делах веры и практической жизни.

2. Церковь должна состоять только из духовно возрожденных людей (т. е. крещенных «по вере»).

3. Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрожденным людям.

4. Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах.

5. Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство.

6. Полная свобода совести.

7. Отделение церкви от государства.

Формулировки этих принципов в различных баптистских изданиях отличаются друг от друга, но смысл их от этого не меняется. Исходя из 1-го принципа, все символы и исповедания веры Баптистов носят вспомогательный характер и изучаются в основном в богословских учебных заведениях. В отличие от Священного Писания их знание для рядового баптиста необязательно.

Учение о Боге. Баптисты веруют в Св. Троицу, Отца, Сына и Духа Святого, которые совершенны, вечны, равны и нераздельны; в Иисуса Христа - Бога-Сына, родившегося у Девы Марии через непорочное зачатие от Св. Духа, который соединил в себе два естества, Божественное и человеческое, но без греха (ср.: 1 Ин 3. 5), и потому Он мог стать жертвой за грех мира. Прежде сотворения мира Бог-Отец предопределил Своего единородного Сына в жертву умилостивления для искупления и спасения рода человеческого; Христос - единственный Спаситель мира и посредник между Богом и человеком; верующий в Него имеет жизнь вечную (ср.: Ин 6. 47); Он будет судить вселенную. Св. Дух есть Творец вселенной вместе с Отцом и Сыном; Он вдохновлял пророков и апостолов, был ниспослан в День Пятидесятницы для свидетельства о Христе и создания Церкви. Св. Дух ведет человека к покаянию и возрождает его; Он вселяется в покаявшегося, обратившегося и повинующегося Богу и наделяет его благодатными дарами для служения в церкви.

Учение о Слове Божием. Баптисты признают, что канонические книги Ветхого (39) и Нового (27) Завета являются истинным словом Божиим, написанным по духновению Св. Духа для указания человечеству пути к спасению. С помощью Св. Духа Священное Писание становится для человека источником богопознания и единственным источником христианской веры.

Учение о человеке. Бог сотворил человека по своему образу и подобию безгрешным, со свободной волей, для вечной, святой и блаженной жизни в непрестанном общении с Собой. Поддавшись искушению сатаны, человек впал в грех, который разделил его с Богом. Человек стал творить зло, он не в состоянии без посторонней помощи возвратиться к праведной жизни. Грех вошел в мир одним человеком и перешел на всех потомков Адама, все стали чадами гнева Божия и всех ожидает возмездие за грех - смерть.

Учение об искуплении и спасении. Бог любит человека и не желает его гибели, и поэтому Он посылает в мир Своего единородного Сына, чтобы Он Своей кровью, пролитой на кресте, совершил искупление всех людей. Иисус удовлетворил требования святости Божией (ср.: Рим 3. 25-26), и теперь спасение по благодати дано всем людям. Для получения спасения необходима вера.

Учение о церкви. Создателем и Главой церкви является Иисус Христос, построена она на Слове Божием. Существуют Вселенская (невидимая церковь) и местная церковь (видимая). Вселенская церковь состоит из рожденных свыше людей, имеющих в себе свидетельство, что они дети Божии (ср.: 1 Ин 5. 10-11; Рим 8. 16), как живых, так и усопших. Местная церковь (община) состоит из крещенных по вере, собирающихся вместе для прославления Бога и распространения Его Слова, а также для совершенствования в христианской жизни и помощи ближнему. Членом церкви может стать любой человек, который уверовал в Иисуса Христа, покаялся, пережил возрождение и принял водное крещение (крещение по вере); через крещение человек заключает завет с Господом. Согласно Священному Писанию, местная церковь должна избирать служителей: пресвитеров, благовестников (евангелистов) и диаконов, которые поставляются через рукоположение. В случае совершения тяжкого греха церковь может принять решение о снятии рукоположения. Пресвитеры должны заботиться о пастве, совершать священнодействия, наставлять членов церкви в здравом учении (ср.: 2 Тим 2. 15), обличать, запрещать, увещать с долготерпением и назиданием (ср.: 2 Тим 4. 2; Тит 1. 9). Благовестники (учители) проповедуют Евангелие и также могут совершать священнодействия. Диаконы помогают пресвитерам и учителям в служении. Церковная дисциплина требует от служителей быть примером для верующих и безукоризненно соблюдать все заповеди Божии, быть бдительными (ср.: 2 Тим 4. 5) и обличать противящихся истине (ср.: Тит 1. 9). Члены церкви должны заботиться друг о друге, с любовью принимать увещания и увещевать, а также наблюдать, чтобы никто из общины не лишился благодати Божией (ср.: Евр 12. 15). На молитвенном собрании женщины присутствуют с покрытыми головами (ср.: 1 Кор 11. 5-10). Мерами церковного воздействия являются увещевание, обличение, замечание и отлучение. Отлучение совершается в случаях отпадения от веры, уклонения в ересь, совершения греха. Отлученный может быть принят в церковь после искреннего покаяния, оставления греха и наличия «плодов покаяния» (ср.: 2 Кор 2. 6-8).

Учение о крещении. Водное крещение (крещение по вере) - заповедь, данная Христом и свидетельство веры и послушания Господу, обещание Ему доброй совести. Принимают крещение рожденные свыше, принявшие Слово Божие и Иисуса Христа как Спасителя и Господа.

Учение о Вечере Господней. Вечеря Господня - заповедь Иисуса Христа, данная для воспоминания и возвещения Его страданий и смерти на кресте. Хлеб и вино лишь указывают на Тело и Кровь Иисуса Христа (ср.: 1 Кор 11. 23-25).

Учение о браке. Брак установлен Богом. Муж может иметь только одну жену, а жена - одного мужа. Развод разрешается в самом крайнем случае. После смерти одного из супругов возможен повторный брак. Христиане могут вступать в брак только с членами церкви своего вероисповедания (ср.: 1 Кор 7. 1-5).

Учение об отношении церкви к государству. Существующие власти установлены Богом, в вопросах, которые не противоречат повелениям Господа, члены церкви должны повиноваться властям и молиться о них. Церковь должна быть отделена от гос-ва и хранить себя от вмешательства гос-ва в ее внутреннюю жизнь и служение. Члены церкви должны жить по принципу, провозглашенному Христом: «Отдавайте Кесарево кесарю, Божие Богу» (ср.: Мф 22. 21).

Учение о Втором пришествии Иисуса Христа. Баптисты верят во Второе пришествие Иисуса Христа в силе и славе в День Господень, воскресение мертвых и Страшный Суд, после которого праведные обретут вечное блаженство, а нечестивые - вечные мучения.

Богослужение. «Порядок богослужения не имеет строго установленного канона, как это сложилось в исторических церквах - католической и православной; обряды отсутствуют» (История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 292). Но на практике обряды существуют, и в баптистисты общине их обычно именуют «священнодействиями». Центром богослужения (молитвенного собрания) у баптистов является проповедь или несколько проповедей, которые состоят из чтения и изъяснения Священного Писания, «незаученной» молитвы, пения псалмов и гимнов как всеми верующими, так и специальным хором или др. муз. коллективом («музыкальное служение»). Количество молитвенных собраний в неделю может варьироваться.

 

3. Структура церкви

 

Семь принципов ЕХБ содержат принцип независимости поместных церквей, однако при этом допустимо существование организаций, координирующих деятельность церквей. Обычно такие организации именуются «союзами», «советами» и т. д. Они наделены представительскими функциями. Отсутствие жёсткого организационного единства не противоречит баптистским теологическим представлениям о единстве Церкви Христовой: Вселенская Церковь Христова, как мистическое тело Христа (1Кор. 12:12-27), не представляется в виде единой иерархической земной организации[30]. Подобная иерархическая структура называется конгрегационалистской системой.

Опираясь на идею присутствия Христа в любом собрании верующих, противники епископальной и пресвитерианской (синодальной) форм правления объявили каждую местную общину (конгрегацию) не зависящей в делах веры от государственных или церковных властей. Внутри самой конгрегации исключаются иерархические отношения между служителями и прочими членами церкви — они различаются лишь исполняемыми функциями. Данная форма церковного правления признаёт также равенство всех рукоположенных служителей.

Каждая конгрегация автономна, своим главой считает непосредственно Иисуса Христа и сама для себя определяет формы поклонения и Символ веры, выбирает служителей, пастора, принимает и исключает членов, не признавая над собой верховенства пресвитерия, как у пресвитериан.

Вместе с тем каждая конкретная конгрегационалистская община согласовывает свои религиозные верования и формы поклонения с другими общинами. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационалисты первоначально полностью отвергали церковную иерархию, хотя впоследствии для унификации церковной жизни был выработан некий аналог церковной власти. Конгрегационалистами могут считаться кальвинисты, придерживавшиеся «Савойского вероисповедания» (1658), составлен­ного по образцу пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским.

В 1944 году был создан ВСЕХБ, объединяющий большинство церквей евангельских христиан-баптистов. Позднее во ВСЕХБ входили часть пятидесятнических, адвентистских и меннонитских церквей СССР. В 1961—1963 годах был создан альтернативный союз — Совет церквей ЕХБ. В начале 1990-х годов, после распада СССР, ВСЕХБ был реорганизован в национальные союзы бывших республик Советского Союза, а для координации их деятельности создали ЕАФ ЕХБ.

Частные баптисты. Подавляющее большинство современных баптистов называют себя частными, или партикулярными, ведут свое происхождение от диссентеров (индепендентов) - последовательных кальвинистов, выдвинувших идею церкви, собранной Духом Божиим (англ. gathered church - собранная церковь), а не отдельным человеком или государством. Тот, кто осознает себя истинным, возрожденным христианином, должен искать своих единоверцев и составить особую церковь, не ограниченную географическими рамками (напр., приходами). Индепенденты хотя и были убеждены, что христи общины должны следовать конгрегационалистскому принципу организации, но не настаивали на полном разрыве с Церковью Англии.

Общие баптисты. Последователи Смита и Гельвеса стали называться впоследствии общими баптистами, т. к. они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа, утверждая, что Он искупил всех людей, а не только избранных.