История Армянской апостольской церкви в России
На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений, большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Немалую роль в миграциях армян в Россию играли также социально-экономические, культурные и духовные факторы. Близость веры и взаимовыгодное сотрудничество способствовали добрососедству, свободному общению русских и армян, межэтническим бракам.
Еще во времена Иоанна Грозного, в 30-е гг. XV в., возникла армянская колония в Казани. Позднее, согласно летописным источникам, при осаде Казани войсками Ивана IV жившие там армяне под угрозой смерти отказались стрелять из своих пушек в русских воинов либо намеренно делали так, что посланные ими ядра не попадали в цель.
В благодарность за это после покорения Казани армянам были предоставлены определенные льготы, как в этом городе, так и в Москве, куда они все больше стремились. Например, для приезжавших в столицу армянских торговцев, промышленни ков, ремесленников в центре города, недалеко от Кремля, был построен Армянский постоялый двор.
В честь покорения Казанского ханства в Москве на Красной площади, при участии в т.ч. и армянских строителей, было начато возведение уникального по красоте и архитектурному замыслу Покровского собора, получившего в народе название Собора Василия Блаженного, которое завершилось в 1557 г. Царь Иван IV и высшее московское духовенство решили, что храм должен быть посвящен тем святым, дни памяти которых приходились на числа месяца, когда русские войска одерживали победы над татарами, в связи с чем верхний ярус одного из девяти приделов Покровского собора в Москве был посвящен Григорию Арменскому. В 1783‒1784 гг. при ремонте храма были упразднены восемь его приделов, остался лишь притвор Григория Арменского. Однако в 1788 г., по желанию ктитора полковника И.А. Кислянского, придел Св. Григория, в нарушение исторической традиции, был переосвящен во имя Св. Иоанна Милостивого. Но 25 сентября 1849 г., в период правления императора Николая I (1825‒1855), он был вновь освящен во имя «Григория епископа Великия Армении».
Иван IV не ограничился притвором Св. Григория в московском Покровском храме. Он повелел возвести в Казани отдельный храм Св. Григория Арменского, служивший русской православной церковью. Это был период широкой популяризации армянского святого в Московской Руси: жития Св. Григория неизменно вводились в состав Прологов, служебников, Четьих-Миней (в настоящеевремяв Житиях святых православной церкви, в которых повествования излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, День Святого Григория Арменского и Рипсимийских дев празднуется 30 сентября по старому стилю или 13 октября по новому стилю).
Более постоянный и систематический характер армяно-русские отношения приобрели с середины XVII в. при царе Алексее Михайловиче. В это время определяющим фактором этих отношений были, в основном, торгово-экономические связи, однако с каждым последующим столетием, связующим звеном становятся не только экономические, но и духовно-культурные отношения.
Новый импульс русско-армянские отношения получили при Петре I, когда Россия превратилась в сильное государство, игравшее заметную роль в международных отношениях. К этому времени внешнеполитические интересы России стали во многом связываться с Востоком.
К концу XVII в. армянские храмы существовали почти во всех российских общинах, а потому национальная жизнь в них строилась именно вокруг церкви как символа и средоточия национального единства, как важнейшего фактора сохранения национального духа, облика и языка. Первая епархия Армянской апостольской церкви в России была образована в 1717 г. с центром в г. Астрахани, где со второй половины XVI в. существовала одна из крупных армянских колоний. В состав Астраханской епархии входили все армянские церкви на территории тогдашней Российской империи, а кафедрой ее Предводителя служила церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в самой Астрахани.
В Москве в период правления Петра I армянский храм находился на одной из главных улиц Москвы – Ильинке, точнее на территории Посольского двора. После того, как Посольский двор был закрыт и превращен в шелковую фабрику, армянскую церковь освятили на дворе дворянина Волкова. Здесь, на Пресне была построена в 1745 г. армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы, а по Большой Грузинской улице находились дома армянской церкви. В советское время, в 1933 г., церковь была снесена, а на ее месте построили здание школы.
Вторая армянская церковь в Москве была построена в 1779 г. в Столповом переулке на средства третьего из братьев Лазаревых – Христофора, по проекту известного архитектора Ю.М. Фельтена. Она получила название Сурб Хач – церковь Святого Креста или Крестовоздвиженская. В начале 20-х гг. XIX в. эта церковь перестраивалась под руководством крепостного архитектора И.М. Подъячева, а скульптуры для нее были сделаны И.П. Витали. В 1841 г. Христофор Лазарев уступил свои владения церкви под строительство приюта для бедных армян. Здание этого приюта было возведено на средства армянского купца Исаака Каспарова. Эта церковь также была утрачена.
После разрушения двух старейших церквей местом притяжения армян в Москве стала церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения).
На конфессиональную принадлежность этого классического храма указывает хачкар — резной крест-камень над главным входом, а также отсутствие иконостаса внутри; алтарь, как положено в армянских храмах, установлен на возвышении. В кладбищенскую церковь были перенесены из пресненской армянской церкви тела погребенных в ней членов семьи Лазаревых. Церковь сохранилась донашихдней. В архитектурном отношении она напоминает о направлениях зодчества первой четверти XIX в. До наших дней функционирует армянское Ваганьковское кладбище. Решение об отводе земли под армянское кладбище было принято по прошению попечителя столичных армянских церквей, представителя знаменитого дворянского рода – Минаса Лазаревича Лазарева. Указом Московского губернского правления от 21 апреля 1805 г. был отведен участок земли площадью 2,22 га под кладбище. Оно имеет форму правильного ромба, обнесённого кирпичной стеной с башнями, кладбище насчитывает более 10 000 погребений. Здесь похоронены многие известные деятели армянской диаспоры Москвы, в их числе банкиры, коммерсанты, ученые, генералы, писатели.
Большое переселение армян в Россию случилось во время геноцида армян в 1915 г. Большую роль в поддержке армянских переселенцев сыграла Армянская апостольская церковь, именно благодаря ей армянские общины не ассимилировались в местные сообщества. Если в месте компактного проживания армян не было постоянно действующего прихода Армянской апостольской церкви, то к ним приезжали священники, которые кроме проведения таинств и литургии читали лекции о необходимости придерживаться армянских традиций.
После революции 1917 года разрушение и притеснение религии коснулось всех народов СССР, в т.ч. и армян. Репрессии по отношению к духовенству повсеместно наблюдались в пределах всей страны. Многие армянские храмы были закрыты. В 1922 г. был издан декрет о национализации имущества Армянской апостольской церкви. С 1928 г. в Армении развернулась активная антирелигиозная пропаганда. Внутри церкви предпринимались попытки обновленческого раскола. В 1939 г. богатейшее собрание библиотеки Эчмиадзина было перевезено в Ереван в Институт рукописей Матенадаран.
С началом Великой Отечественной войны Армянская церковь, несмотря на репрессии, организовала сбор материальной помощи фронту. Местоблюститель Эчмиадзинского престола архиепископ Геворг VI Чорекчян в 1944 г. передал Красной армии танковую колонну «Давид Сасунский», собранную на пожертвования Армянской апостольской церкви.
После войны в СССР существовали две епархии Армянской апостольской церкви – Ново-Нахичеванская с центром в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказская и Астраханская с центром в Армавире. Такая структура сохранялась до середины ХХ в. 5 мая 1956 г. в Москве на Ваганьковском кладбище вновь открылся единственный из сохранившихся армянских храмов Сурб Арутюн (Св. Воскресения), который стал центром отдельного прихода. Во внешней части церкви выделено место для свечей верующих, которое разделено на три части – по бокам основного входа. Там же расположены иконы Богородицы, Иисуса Христа, Григория Просветителя, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Около церкви позднее был поставлен каменный крест (Хачкар), к которому по траурным дням, в частности, 24 апреля, в День памяти жертв Геноцида армян и жертв Спитакского землетрясения 1988 г. возлагаются венки. Вход в церковь украшен резными изображениями ангелов и святых. В 1997 г. братьями Левоном, Владимиром и Макаром Айрапетянами в память о родителях и всех соотечественниках, покоящихся на Армянском кладбище, был отреставрирован поминальный дом.
В 1966 г. указом католикоса всех армян Вазгена I была образована НовоНахичеванская и Российская епархия Армянской апостольской церкви, ставшая результатом объединения Астраханской, Ново-Нахичеванской и Северокавказской епархий с Московским приходом, а сама Москва превратилась в новый епархиальный центр. К началу 1990-х гг. Российская и Ново-Нахичеванская епархия имела 7 храмов – в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Ростове-на-Дону, Чалтыре, Владикавказе и Буденновске. После распада СССР Армянская церковь вновь заняла важное место в жизни российских армян; распахнулись двери храмов, вокруг которых вновь сосредоточилась национальная жизнь.
В сентябре 2013 г. в Москве, на пересечении Трифоновской улицы и Олимпийского проспекта, был освящен построенный на пожертвования Армянский храмовый комплекс, который стал резиденцией патриаршего экзарха и одним из духовных центров армян России. Он является самым большим храмовым комплексом за пределами Армении и посвящен празднику Преображения. Храм строился строго по армянским канонам, его скульптурные объёмы основаны на традициях классической армянской архитектуры. Здание храма размещается на стилобате, являющимся традиционным каменным основанием, характерным для церковной архитектуры Армении. За основу проекта главного объекта ансамбля храма взят тип классического христианского сооружения Армении. Для подчеркивания национального колорита фасады храма и резиденции отделаны армянским охристо-оранжевым туфом. Купол московского храма не имеет аналогов в мире среди армянской церковной архитектуры, его диаметр составляет 21 м. Высота храма под крестом составляет 50 м. Сооружение рассчитано на 1000 прихожан. Помимо кафедрального храма в комплекс входит второй малый храм Сурп Хач, просветительский центр с библиотекой, конференц-зал, музей, резиденция патриаршего экзарха, трапезная, гостевая зона. Первый этаж резиденции занимает приемная епископа – главы НовоНахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, патриаршего экзарха в России. Здесь же располагаются кабинеты секретаря и викария, кабинеты сотрудников епархии: бухгалтерия, казначейство, отдел по образованию, отдел по благотворительности и отдел по связям с общественностью. На втором этаже предусмотрен просторный презентационный зал, на третьем – зал заседаний и приемные покои на время пребывания в России Его Святейшества католикоса всех армян. Кроме большого числа гостевых покоев, в резиденции разместился трапезный зал площадью 600 м2, который с легкостью вмещает всех посетителей храмового комплекса. Здесь же – залы для обучения детей, библиотека, актовый зал для проведения культурных мероприятий. На территории московского храмового комплекса Армянской церкви поставлен старинный хачкар XII-го в., привезенный из Западной Армении.