Ислам является одной из двух ведущих, наряду с православием, конфессий Башкортостана. Мусульманские объединения составляют более 68% от общего количества религиозных организаций.
Ислам – авраамическая мировая религия, число ее последователей (мусульман) в мире оценивается в 1,6 млрд. чел. или 23% населения Земли, исторически традиционная в России для региона Урало-Поволжья и Северного Кавказа. Ислам – строго монотеистическая религия. В основе мусульманской религиозной практики лежат пять столпов ислама:
1.Шахада. Свидетельство: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Истинным объектом поклонения является только Аллах, и мусульманин обязан повиноваться тому, что сообщил пророк Мухаммад от имени Аллаха.
2.Намаз. Молитва. Мусульманин обязан совершать в сутки пятикратный намаз по предписанному ритуалу и в строго определенное для этого время, в зависимости от положения Солнца.
3.Закят. Обязательный годовой налог в пользу бедных обязан выплачивать мусульманин, имеющий 85 граммов золота или соответствующую этому количеству сумму денег. Закят выплачивается по истечении года в размере 2,5% от этой суммы. Размеры закята определены и в отношении другого имущества.
4.Хадж. Большое паломничество к Дому Аллаха Каа‘бе в Мекке, которое предписано всем, кто в состоянии совершить путешествие туда.
5.Ураза. Пост, намеренное воздержание от еды и питья в священный для мусульман месяц рамазан с рассвета до заката солнца.
Исламская умма делится на две основные ветви: суннитов и шиитов.
Суннизм распространен среди большинства мусульман планеты. Шиизм исторически явился религиозной формой культурной реакции ирано-язычного мира на арабскую культурно-религиозную экспансию при распространении ислама. Эта реакция проявилась также в ряде религиозных политических восстаний и ересей (хуррамиты, восстания Абу Муслима, Муканны, Бабека и т.д.), но в цивилизационном масштабе оформилась в виде широкой поддержки и культурном оформлении шиизма. Шииты, помимо Ирана, Азербайджана, Таджикистана, являются значительной частью населения в некоторых арабских и полиэтничных странах: в Бахрейне, Ираке, Ливане, Саудии, Афганистане. Единственными этническими группами, исторически исповедующими шиизм в Башкортостане, являются мигрантские общины азербайджанцев и таджиков. Шииты посещают те же мечети, что и остальные мусульмане республики и не регистрировали отдельных религиозных организаций.
Публицистическая литература:
Исламский энциклопедический словарь
Статьи на сайте Дум РБ «В помощь имаму»
Яблоков И. Основы религиоведения раздел второй. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. Глава X. ИСЛАМ.
Научная литература:
Алмазова Л. И. Обзор мусульманских идеологических течений в волго-уральском регионе (XX-XXI вв.) // Россия и мусульманский мир. 2016. № 1 (283). С. 37-48.
Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и проблемы ее применения в России // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 1 (43). С. 107-119.
Беккин Р. И. Исламские теории социально-экономического развития в мусульманском мире: сходства и различия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2012. № 4. С. 12-32.
Воронова Е. Ю. Исламская модель бухгалтерского учета: социальные, этические и духовные аспекты развития // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 4. С. 93-98.
Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Социализация мусульманской молодежи на примере учащихся мусульманских учебных заведений Татарстана (Часть 1) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 4. (92). С. 203-229.
Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Социализация мусульманской молодежи на примере учащихся мусульманских учебных заведений Татарстана (Часть 2) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 5. (93). С. 229-244.
Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Чем живет мусульманская молодежь Поволжья // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 3. С. 102-116.
Гусева Ю. Н. Государственно-исламские отношения в 30-е годы XX века: социальная эволюция или преемственность? (на материалах Поволжья) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-2. С. 427-430.
Елдин М. А. Византинизм и русская религиозная традиция в конфессиональной специфике российской культуры // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 123-128.
Елдин М. А. Русская религиозная традиция и финно-угорская этнокультурная общность // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 151-155.
Житенев Т. Е. Ислам в России: вехи истории // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 4. С. 35-42.
Идиатуллов А. К., Галимова Л. Н. Неофициальная религиозность «мусульманских» народов среднего Поволжья и Приуралья в 1960-1970-е годы // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 126-130.
Карамышев Р.Д. Актуальные проблемы государственно-конфессионального взаимодействия в образовательной сфере в Республике Башкортостан // Политическое образование : электрон. журн. 29 октября 2016. Режим доступа к журн. URL : http: // lawinrussia.ru/content/aktualnye-problemy-gosudarstvenno-konfessionalnogo-vzaimodeystviya-v-obrazovatelnoy-sfere-v (дата обращения: 1.12.2017).
Карамышев Р.Д. К вопросу о социализации ислам // Политическое образование : электрон. журн. 29 октября 2016. Режим доступа к журн. URL : http: // lawinrussia.ru/content/k-voprosu-o-socializacii-islama (дата обращения: 1.12.2017).
Королева Л. А., Королев А. А. Служители исламского культа в СССР в период 1940-1980 гг. (На примере Среднего Поволжья // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates2011. № 2. С. 103-109.
Мухаметзянова-Дуггал Р. М. Трансформация государственной конфессиональной политики в Республике Башкортостан // Власть. 2017. Т. 25. № 9. С. 78-86.
Набиев Р. А., Гафаров А. А. Проблемы религиозной толерантности в трудах мусульманских модернистов во второй половине XIX - начале XX в. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. С. 120-130.
Набиев Р.А., Нафиков И.З. Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-2. С. 93-97.
Нуруллина Р. В. Формирование толерантности в процессе конфессиональной социализации мусульманской молодежи (на материале Республики Татарстан) // Власть. 2010. № 1. С. 79-81.
Остроумов С. В., Остроумов Н. В. Доктрина как источник мусульманского права // Социально-политические науки 2012. № 3. С. 47-49.
Патеев Р. Ф. Концептуальные проблемы современного исламоведения: поиск парадигмы трансформации исламских сообществ // Россия и мусульманский мир. 2017. № 4 (298). С. 20-35.
Рагозина С. А. «Исламская реформация»: позитивный проект или искусственный концепт? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 3 (35). С. 51-76.
Федотова М. Г. Разновидности исламского проекта в системной трансформации общества // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 1. С. 123-130.
Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. 352 с.