Исторически заметное место в умме Башкортостана занимал суфизм. Согласно суфийской традиции, в течение XII–XIV вв. сложилось двенадцать основных школ исламской мистики, от которых ведут происхождение все разновидности и стили суфизма. Духовные школы, называемые тарикаты («пути», братства), основываются на передаче мистической традиции и образуют «цепи» (сильсиля) от учителя к уче-нику. Сохранение «золотой цепочки» было принципиальным для существования тариката, ибо именно эта цепочка передатчиков сунны Пророка является сутью его
существования. До революции традиционным для тюркских народов степной Евразии и Урало-Поволжья был тарикат Ясавия. С более позднего времени – тарикат Накшбандия.
Тарикат Накшбандия единственный из суфийских братств, который считает необхо-димым постоянный контакт со светскими властями для влияния на их политику в отношении населения.
В период Гражданской войны и последующих репрессий значительная часть духовенства была уничтожена. После прекращения гонений, конфессии продолжали функционировать, но религия была отделена от государства, и этот принцип отделения светской власти от религии сохраняется по настоящее время как наиболее целесообразный в поликонфессиональном и многонациональном обществе.
В годы Советской власти традиция тарикатов в Башкортостане практически прервалась, особенно пострадал т.н. «высокий», интеллектуальный ислам; резко сузилась традиция классического религиозного образования. Официальное духовенство полностью контролировалось партией и КГБ, так называемый «народный суфизм» практически исчез, представленный лишь остаточной исторической памятью.
На сегодняшний день сегмент вовлеченности мусульманского населения в тарикаты настолько слабо изучен, что не позволяет выделить наиболее популярную ветвь суфизма в Башкортостане. Тем не менее, определенные тенденции в развитии этого течения в Исламе очертить можно.
Структура тариката
Духовной главой тариката в регионе является последним в звене цепи передатчиков. Он может называться просто мюршид (собственно наставник тариката) или шейх, пир («старец»), ишан. Шейха с последователями связывают отношения «наставник-ученик» («мюршид-мюрид»). Глава тариката – обладатель истины, что означает для мюридов беспрекословное ему подчинение. У шейха могут быть заместители: по административно-хозяйственной части – векили, по духовной – наибы. Заместители, достигшие высоких стадий «пути» и получившие право посвящать в него других, называются халифами, вокруг них создаются группы, целиком копирующие систему отношений, существующую вокруг шейха, так как для своих учеников они являются мюршидами. В случае территориальной отдаленности или смерти шейха халифа могут называть всеми титулами шейха.
Кроме заместителей у шейха есть и простые ученики. Ученики находятся при шейхе, постепенно продвигаясь в изучении тариката. Они исполняют всевозможные «уроки» личного и коллективного характера, шейх постоянно контролирует их состояние и определяет степень приближения к истине.
Суфийский центр, где живет шейх, и где могут находиться могилы или реликвии, связанные с его предшественниками (реальными и предполагаемыми), может представлять собой огромный комплекс с мавзолеем (мавзолеями), мечетью, учебными и хозяйственными помещениями, жильем шейха, его семьи и учеников, а может быть маленьким помещением для медитации. Структура группировок отдельных шейхов может и вообще не иметь территориальной привязки, а путешествовать вместе с самим шейхом. Курс обучения у шейха может ограничиваться только мистикой тариката, а может включать и фикх (шариатское право), изучение Корана, светские науки.
Современные тарикаты Башкортостана социологически несопоставимы с существующими ныне суфийским тарикатами Северного Кавказа. На Кавказе суфийские братства глубоко интегрированы в систему традиционных общинных и семейно-клановых связей общества. Зачастую принадлежность к определенному братству определялось просто родовой традицией. Напротив, особенность современного суфизма Башкортостана (как и Казахстана, и Татарстана) в том, что ни с этническими, ни с клановыми образованиями башкир, казахов, татар суфийские тарикаты принципиально не связаны.
Научно-популярная литература:
АБУ АЛЬ-ХАСАН Али ИБН ИСМАИЛ АЛЬ-АШ'АРИ. Разъяснение основ вероисповедания
Яковлев Лео. Суфии восходение к истине
Суфизм / Карл В. Эрнст. — Пер. с англ. А. Горькавого.
Арберри А. Дж. Суфизм. Мистики ислама.
Научная литература:
Бертельс.Суфизм и суфийская литература
Абдуль-Кадыр Иса. Истина суфизма
Вахит Акаев. Шейх Кунта-Хаджи в духовно-культурном пространстве чеченцев.
Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ И МИРОВОЗЗРЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО СУФИЙСКОГО БРАТСТВА ХАЛВАТИЙА
Рахматуллина З. ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК СВОЕГО НАРОДА
Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма.