Суфизм

Исторически заметное место в умме Башкортостана занимал суфизм. Согласно суфийской традиции, в течение XII–XIV вв. сложилось двенадцать основных школ исламской мистики, от которых ведут происхождение все разновидности и стили суфизма. Духовные школы, называемые тарикаты («пути», братства), основываются на передаче мистической традиции и образуют «цепи» (сильсиля) от учителя к уче-нику. Сохранение «золотой цепочки» было принципиальным для существования тариката, ибо именно эта цепочка передатчиков сунны Пророка является сутью его

существования. До революции традиционным для тюркских народов степной Евразии и Урало-Поволжья был тарикат Ясавия. С более позднего времени – тарикат Накшбандия.

Тарикат Накшбандия единственный из суфийских братств, который считает необхо-димым постоянный контакт со светскими властями для влияния на их политику в отношении населения.

В период Гражданской войны и последующих репрессий значительная часть духовенства была уничтожена. После прекращения гонений, конфессии продолжали функционировать, но религия была отделена от государства, и этот принцип отделения светской власти от религии сохраняется по настоящее время как наиболее целесообразный в поликонфессиональном и многонациональном обществе.

В годы Советской власти традиция тарикатов в Башкортостане практически прервалась, особенно пострадал т.н. «высокий», интеллектуальный ислам; резко сузилась традиция классического религиозного образования. Официальное духовенство полностью контролировалось партией и КГБ, так называемый «народный суфизм» практически исчез, представленный лишь остаточной исторической памятью.

На сегодняшний день сегмент вовлеченности мусульманского населения в тарикаты настолько слабо изучен, что не позволяет выделить наиболее популярную ветвь суфизма в Башкортостане. Тем не менее, определенные тенденции в развитии этого течения в Исламе очертить можно.

Структура тариката

Духовной главой тариката в регионе является последним в звене цепи передатчиков. Он может называться просто мюршид (собственно наставник тариката) или шейх, пир («старец»), ишан. Шейха с последователями связывают отношения «наставник-ученик» («мюршид-мюрид»). Глава тариката – обладатель истины, что означает для мюридов беспрекословное ему подчинение. У шейха могут быть заместители: по административно-хозяйственной части – векили, по духовной – наибы. Заместители, достигшие высоких стадий «пути» и получившие право посвящать в него других, называются халифами, вокруг них создаются группы, целиком копирующие систему отношений, существующую вокруг шейха, так как для своих учеников они являются мюршидами. В случае территориальной отдаленности или смерти шейха халифа могут называть всеми титулами шейха.

Кроме заместителей у шейха есть и простые ученики. Ученики находятся при шейхе, постепенно продвигаясь в изучении тариката. Они исполняют всевозможные «уроки» личного и коллективного характера, шейх постоянно контролирует их состояние и определяет степень приближения к истине.

Суфийский центр, где живет шейх, и где могут находиться могилы или реликвии, связанные с его предшественниками (реальными и предполагаемыми), может представлять собой огромный комплекс с мавзолеем (мавзолеями), мечетью, учебными и хозяйственными помещениями, жильем шейха, его семьи и учеников, а может быть маленьким помещением для медитации. Структура группировок отдельных шейхов может и вообще не иметь территориальной привязки, а путешествовать вместе с самим шейхом. Курс обучения у шейха может ограничиваться только мистикой тариката, а может включать и фикх (шариатское право), изучение Корана, светские науки.

Современные тарикаты Башкортостана социологически несопоставимы с существующими ныне суфийским тарикатами Северного Кавказа. На Кавказе суфийские братства глубоко интегрированы в систему традиционных общинных и семейно-клановых связей общества. Зачастую принадлежность к определенному братству определялось просто родовой традицией. Напротив, особенность современного суфизма Башкортостана (как и Казахстана, и Татарстана) в том, что ни с этническими, ни с клановыми образованиями башкир, казахов, татар суфийские тарикаты принципиально не связаны.

 

Научно-популярная литература:

суфизм

АБУ АЛЬ-ХАСАН Али ИБН ИСМАИЛ АЛЬ-АШ'АРИ. Разъяснение основ вероисповедания

Яковлев Лео. Суфии восходение к истине

Идрис Шах. Путь суфиев

Суфизм / Карл В. Эрнст. — Пер. с англ. А. Горькавого.

Арберри А. Дж. Суфизм. Мистики ислама.

Инайят Хан. Учение суфиев.

Научная литература:

Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе / Пер. под ред. и с предисл. О.Ф.Акимушкина. М.: Наука: ГРВЛ, 1989.

Бертельс.Суфизм и суфийская литература

Абдуль-Кадыр Иса. Истина суфизма

Вахит Акаев. Шейх Кунта-Хаджи в духовно-культурном пространстве чеченцев.

Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе.

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ И МИРОВОЗЗРЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО СУФИЙСКОГО БРАТСТВА ХАЛВАТИЙА

Рахматуллина З. ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК СВОЕГО НАРОДА

Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма.

Степанянц, М.Т. Суфизм: оппонент или союзник рационализма // Рационалистическая традиция и современность. - М., 1990. - Кн. 2: Ближний и Средний Восток. - С. 193-205

библиография книг по суфизму.