Православие

Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) символе веры, принятом на I и II Вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 в Никее и в 381 в Константинополе (Царьграде). Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх лицах – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого – Божественную Троицу. Бог-Сын Иисус Христос признается обладающим двойной природой (божественной и человеческой: Христос был рожден Богом-Отцом до сотворения мира и непорочно зачат Девой Марией от Святого Духа). Есть положение об искупительной жертве Иисуса Христа, Его воскресении и вознесении на небо. Кроме того, ожидается Второе пришествие, Страшный суд и установление Царства Божьего, понимаемого как преображение (обожение) тварного мира и искупления греха. Третий лик Троицы, Бог-Дух Святой в православии исходит только от Бога-Отца. Православные верят в посмертное воздаяние, рай и ад, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Церковь является единой, святой, соборной и апостольской. Единство Церкви обусловлено тем, что у нее единый глава – Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Соборность (кафоличность) обусловлена тем, что она полная, законченная, не нуждающаяся в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом распространять его веру, причем прослеживается строгая преемственность передачи благодати через рукоположение.

Приобщение к Церкви происходит через крещение. Религиозным символом у православных является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест. В православии признаётся семь таинств (священнодействий, в которых под видимым знаком даётся невидимая Божественная благодать): крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются евангельские таинства – крещение и причащение – как таинства, непосредственно установленные Иисусом Христом.

Крещение обычно совершается путём троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение – это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства пресуществляются подаваемые для причащения хлеб и вино. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему даётся оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство – это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям: епископам, священникам и диаконам. Кроме того, в церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать, хотя и не считающиеся таинствами: освящение икон и крестов, освящение святой воды, хлебов, другой пищи и т.д., погребение, пострижение в монашество. Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию, как книги, хотя и не богодухновенные, но добрые, назидательные и священные. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния святых Апостолов», 21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Православная церковь признаёт лишь 7 первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви в 1054 г.

В настоящее время у православного духовенства существует трёхстепенная иерархия: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), причём в харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан могут иметь только мужчины. Практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). Различают черное (монашествующее) и белое духовенство, причем для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники.

Таинство священства совершают только архиереи. Таинство крещения в исключительных случаях может совершить и мирянин.

В православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, а также поклонение святым мощам и священным реликвиям, принято общение с Богом и святыми перед иконами. У православных сложный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Имеется богослужение для каждого дня седмичного и годичного циклов, а также для особых периодов: постов, праздников и т.д. Кроме общественного богослужения существуют ещё и частные, совершающиеся для удовлетворения нужд конкретного лица (совершение таинств, молебны о болящих, путешествующих и др., богослужения об усопших, панихиды и т. д.). Главным из общественных богослужений является литургия. Православное богослужение сопровождается только хоровым пением. Православная церковь децентрализована, крупные местные церкви, которых на данный момент насчитывается 15, полностью самостоятельны, или автокефальны. Все автокефальные церкви равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь, однако Русская Православная Церковь придерживается юлианского. Самым большим праздником у православных считается Пасха, отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она не совпадала с иудаистской Пасхой. Ещё 12 праздников считаются главными, их называют двунадесятыми. К ним относятся Рождество Христово (отмечается 7 января), Крещение Господне, или Богоявление (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Преображение Господне (19 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Вход Господен в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница, или День Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи).

Кроме двунадесятых праздников все православные отмечают Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождение Иоанна Предтечи и усекновение его главы. Перед Пасхой, Рождеством, Успением, праздником апостолов Петра и Павла соблюдаются многодневные посты. Особенно строгим считается Великий пост перед Пасхой.

 

Научная литература:

Акулич М. М., Капалин А. М. Религия как социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 8-15.

Алехин Э. В., Атяшкин И. А. Формирование Православной идентичности // Теория и практика общественного развития. 2017 г. № 7. С. 19-22.

Богатырев Д. К., Шишова М. И. Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т 15. Вып. 3. С. 95-109.

Будкин В. Государство и религия на постсоветском пространстве  Пространстве // 2007. Т.1(5). С.27-45

Вольтер О. В. Отношения русской православной церкви и государства в ХХ-начале XXI века: идеологическое измерение проблем // Среднерусский сборник общественных наук. 2009. № 3. С. 100-107.

Гаврилов Е. О. Метаморфозы религиозности в современной России в контексте глобальных социальных изменений // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4. С. 42-49.

Головушки Д. А. Феномен религиозного обновления: теоретико-методологические аспекты исследования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 107-115.

Давыдов И. П. «Черный ящик» российского религиоведения в свете акторно-сетевой теории Бруно Латура // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 1. С. 193-203.

Дорогинин Ю. В., Куншенко И. А., Мезинова Г. Н. Русская православная церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2017. № 5. С. 25-29.

Дорошин И. А., Иванов А. В. Этноконфессиональные общности в сетевых структурах социального порядка: риски и устойчивость российского региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). С. 82-88.

Дроботушенко Е. В. Влияние православия на общество в современной России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки 2011. № 4. С. 123-132.

Елдин М. А. Византинизм И Русская Религиозная Традиция В Конфессиональной Специфике Российской Культур // Вестник Чувашского Университета. 2009. № 4. С. 123-128.

Елдин М. А. Диалог духовных традиций: Византия, Русь и Поволжья // Вестник чувашского университета. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 35-39.

Елдин М. А. Русская религиозная традиция и Финно-Угорская этнокультурная общность // Вестник чувашского университета. 2009. № 4. С. 151-155.

Еремин А. В. Современные практики секуляризации церковной деятельности в контексте культурного опыта России // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 299-304.

Еремин А. В. Становление государственных церковных отношений в России: историко-культурный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 36-41.

Лаза В. Д. Религиозные ценности в условиях социальных трансформаций // Теория и практика общественного развити. 2012. № 9. С. 24-27.

Минченко Т. П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсекулярном обществе // Вестник Томского государственного университета 2013. № 368. С. 51-53.

Ореханов Г. Л. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. Вып. 1. С. 101-118.

Петрунин В. В. Проблема гражданского неповиновения в социальной доктрине русского православия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. С. 206-208.

Плетнев А. В. Религиозная аномия как катализатор девиации в современном обществе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 9 (53). С. 187-194.

Прилуцкий А. М. Современное российское религиоведение: вызовы и перспективы институциализации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 1. С. 108-118.

Рязанова С. В.  Русское православие в современном обществе // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. № 4. С.35-49.

Садикова О. Г. Труд и хозяйственно-экономическая деятельность в русском православии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 2(73). С. 201-211.

Сазонова Н. И. Православный богослужебный текст и религиозное сознание // Аналитика культурологии. 2007 г. № 9. С. 218-223.

Сафронов Р. О. Секуляризация, постсекулярное и «идеальные верующие» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2015. Т. 2. № 3. С. 131-142.

Семедов С. А. Политические Религии // Власть. 2009. № 8. С. 81-83.

Ситников А. В. Церковь в структуре гражданского общества // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом 2011. № 1. С. 11-17.

Смирнов М. Ю. Религии и исследования религий в России. Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. 365 с.

Тресвятский Л. А. Основные черты православия и православной культуры в России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – Т. 1, № 37. – 58-62.

Цыплаков Д. А. Российская постсекулярность: специфика изучения // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3. С. 242-252.

Цыплаков Д. А. Структуры российской постсекулярности в жизненном мире современников // Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2015. Т. 16. № 3. С. 110-121.

Цыплаков Д.А. Постсекулярное общество в России и сфера образования // Гуманизация образования. 2015. № 3. С. 8-14.

Чикурова О. В. Освещение проблем этноконфессиональных отношений в Волго-Камье во второй половине XIX – начале XX вв. в трудах русских исследователей-современников // Научный диалог. 2015. № 11 (47). С. 181-210.

Чистякова О. В. Общество и религия в постсекулярную эпоху: теоретические подходы и эмпирическое взаимодействие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философи. 2016 № 2. С. 43-51.

Шимчук Т. А. церковь в условиях постсекулярного мира // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011 № 6. С. 175-181.

Шимчук Т. А., Петров И. Ф. Русская православная церковь как социокультурный институт в условиях постсекулярного мира // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012 № 2 (19-2). С. 230-241.

Яковенко И. А. Тенденции развития религиозного сознания в современной Росси // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведени: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 1. С. 40-48.