Термин «язычество» применяется для обозначения ранних форм религиозных верований, а также многобожия сохранившегося в религиозных верованиях у некоторых современных народов. На территории Республики Башкортостан языческих верований в разной степени придерживаются марийцы, чуваши, мордва, удмурты. На протяжении нескольких столетий эти народы подвергались давлению со стороны ислама и христианства. Мордва и чуваши сегодня почти полностью христианизированы. Языческие представления башкир были наиболее полно описаны Ибн Фадланом в 922 г., однако после принятия ими ислама они сохранились в немногочисленных культурно-обрядовых пережитках, несмотря на неудачные попытки в 1990-е гг. восстановить в республике исповедание язычества в виде тенгрианства. У удмуртов известно более 40 всевозможных богов, божеств, духов и различных мифологических существ. Высшее божество – Инмар (Иммар)– верхний, светлый, великий. Древним добрым богом является и Мукылчин (Кылчин, Инмаркылчин) – создатель и творец сущего. Низшими божествами и духами являются: Корка-кузё (домовой), Минчё-кузё (банный дух), Бакча-кузё (огородный дух). Вредоносные духи: син усён (сглаз), мыж (порча), чер (болезнь). В языческую демонологию удмуртов входят: Ашкан, Албасты, Ведо. Удмурты-участники молений обряжаются в чистую, белую одежду. В обрядах, посвящённых какому-либо божеству, присутствуют специальное ритуальное дерево и жертва (Инвар-Куазю посвящаются ель и белое домашнее животное). Представители одного рода ранее объединялись вокруг духа-покровителя – Вошрудуи составляли воршудное объединение, которое имело свою куалу – ритуальную постройку из брёвен с крышей и земляным полом. В современном чувашском язычестве сохраняется комплекс представлений о духах природы (земли, ветра, воды, огня) и божествах-покровителях разных сфер жизни (Пихамбар, Кепе и др.), культ верховного божества Тура, культ предков, ритуальная практика молений, жертвоприношений и праздничной культуры. В праздничной культуре сохранились новогодние гадания на будущее – сене сул/ нартукан и др., масленичные катания по селу – саварни, весенне-летние молодёжные игрища и хороводы – вайя/уяв. Устойчивыми оказались обряды, связанные с семейно-родственными группами – значимыми социальными группами чувашского общества. То же относится и к восточным марийцам Башкортостана. К ним относятся брачная обрядность, обряды пасхального цикла и похоронно-поминальная обрядность. Чувашское, как и марийское язычество эволюционирует в сторону монотеизма. Из верований вытесняются многочисленные духи и второстепенные божества, часть функций которых у чувашей, перенесена на Тура. В центре обрядовой практики у них остаются два культа: Тура и предков, которые в течение года выступают в едином комплексе в строго определённой последовательности. Обряды в честь прочих духов, в том числе покровителей очага – килйыш патти и хлева – карта патти отходят на второй план. На территории Башкортостана сегодня общины некрещеных чувашей-язычников (чукканман) проживают в д. Юльтимировка и с. Ахманово Бакалинского района, с. Мраково Гафурийского района, п. Дубровка Миякинского района и с. Зириклы Бижбулякского района. В других чувашских селениях республики обрядовый комплекс представляет собой пример языческо-мусульманско-христианского синкретизма.
Научно-популярная литература:
Научная литература:
СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО И МИФОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЯЗЫЧЕСТВО»: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО: ДВА ПУТИ ВОЗВЫШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА
ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА